Уважаемые участники конференции!

Я рад приветствовать вас от имени Совета муфтиев России и хочу пожелать всем участникам помощи Всевышнего, плодотворной работы и положительных результатов.

В своем небольшом выступлении я хотел бы изложить основные концепции и подходы к нашему пониманию нового мирового порядка и места ислама в нём.

После распада Советского Союза на мировой арене развернулась серьезная борьба вокруг того, каким должен быть будущий мир. Должен ли он быть однополярным, с одним явным лидером и вереницей «отстающих», которые должны отрекаться от своих традиций, самобытности, национальных и экономических интересов, встраиваясь в унифицированную и безликую масс-культуру? Или в мире всё же должно быть несколько крупных центров притяжения, обеспечивающих сохранение самобытности всех живущих на земле народов, так, чтобы отношения между этими центрами строились на принципах взаимоуважения, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества?

Для подавляющего большинства мусульман всего мира приоритетным является второй вариант – путь многополярного мира, единства мирового сообщества через взаимообогащение конфессиональных и национальных культур. «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга», – говорит Создатель вселенной в Коране, сура 49, аят 13.

Таким образом, в исламе не существует деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение исключительности кого-либо только по происхождению. Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) учит: “О люди! Разве не един ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед не арабом? Разве есть преимущество у не араба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим, и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!». Пророк Мухаммад также говорил: «Ищите знания даже в далеком Китае», где, как известно, тогда ислама не было, то есть речь идёт о знаниях других народов, культур, традиций.

В Каирской «Декларации прав человека в исламе» от 1990 года, подписанной государствами – членами Организации Исламской Конференции, в статьях 1-й и 11-й говорится следующее: «Все человеческие существа образуют единую семью, подчиняются Единому Богу и произошли от одного человека – Адама. Все люди, независимо от цвета кожи, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, общественного положения, обладают одинаковыми правами и человеческим достоинством...

Все люди рождаются свободными, и никто не имеет права брать кого-либо в рабство, унижать, угнетать и эксплуатировать. Есть только одно подчинение – Всевышнему Богу. Колониализм любого рода... должен быть запрещён. Каждое государство и каждый народ должны сохранить свою независимость и контроль над своими богатствами».

Нас очень радует то обстоятельство, что данный подход гармонирует и с концепцией внешней политики России. Выступая на саммите Организации Исламской Конференции в сентябре 2003 года, Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы приветствуем, что ОИК строит свою деятельность на универсальных принципах невмешательства во внутренние дела и уважения территориальной целостности суверенных государств, выступает против применения силы и за урегулирование конфликтов мирными средствами. Хотел бы отметить: названными принципами руководствуется и российская внешняя политика.

Россия, как и большинство представленных здесь исламских государств, выступает за укрепление системы международного права, за центральную координирующую роль ООН в решении мировых проблем. И мы убеждены, что совместными усилиями сможем эффективнее противостоять развитию событий в мире по неблагоприятным сценариям. Сценариям, приводящим к появлению новых опасных разделительных линий.

Россия – как постоянный член Совета Безопасности ООН и многих других многосторонних институтов – готова способствовать таким конструктивным усилиям и последовательно добиваться утверждения в международных отношениях принципов доверия, сотрудничества и взаимопонимания».

К моему великому сожалению, осуществлению концепции многополярного мира мешали силы, скрывавшиеся под маской ислама. В ХХ столетии маргинальные в прошлом секты исламской направленности получили широкое распространение благодаря поддержке могущественных спецслужб Запада, использовавших их для создания так называемых «управляемых конфликтов» на территории недружественных им или конкурирующих с ними государств. Проблема, ранее не существовавшая внутри традиционного ислама, под влиянием извне стала проблемой и для исламских, и для других государств. Экстремисты сформулировали следующий лозунг: «создание всемирного халифата», осуществить который они пытаются с помощью терактов, разбоя среди мирного населения и партизанской деятельности.

Разумеется, никакой халифат не может быть ссоздан такими методами. Аллах Всевышний говорит Своему Пророку в священном Коране, сура 10, аят 99: «И если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали все до одного, кто есть на Земле. Так неужели ты станешь принуждать людей к тому, чтобы они стали верующими?». Даже Своему избранному Пророку Всевышний запретил какое-либо принуждение в вопросах веры! Также Аллах повелевает Пророку: «Скажи, о Пророк: исходит истина от Бога твоего: кто хочет, тот уверует в Него, кто хочет, тот останется неверным». То есть, попытка создания некоего нового «халифата» путем насилия, партизанской войны, терактов противоречит воле Бога, выраженной в священном Коране.

Ислам – религия свободы выбора. «Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений», – говорится в Каирской «Декларации прав человека в исламе». При практической реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других людей и стремиться к тому, чтобы жить с ними в мире на основе заключённого договора.

В архиве МИД России, в разделе о внешней политике Российской империи хранятся письма легендарного имама Шамиля, предводителя мусульман Северного Кавказа во время Кавказской войны. Особый интерес представляет обмен письмами между ним и эмиром Абдуль-Кадером, возглавлявшим в то время антифранцузское восстание в Алжире. Эти письма ясно показывают, что как имам Шамиль, так и Абдуль-Кадер выступали против актов насилия, терроризма, призывали людей к толерантности, мирному межцивилизационному общению.

С 1855 г., после поражения восстания, Абдуль-Кадер жил в Дамаске и занимался богословием. Во время христианского погрома в Дамаске в июне 1860 г., когда российское вице-консульство подверглось нападению, Абдуль-Кадер, проповедовавший идеи веротерпимости, спас многих христиан, в том числе и вице-консула России Макеева. Заслуги Абдуль-Кадера были высоко оценены Россией – он был награжден орденом Белого Орла.

Сразу же после этого Шамиль в письме Абдуль-Кадеру в 1860 г. отреагировал на произошедшее следующим образом: «Уши мои поражены были вестью невыносимою для слуха и противною самой природе о том, что произошло между мусульманами и иноверцами и что не должно было произойти в мусульманском мире». И далее: «Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка, посланного Богом по милости к человекам, – и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры».

Когда сегодня некоторые боевики вешают на стены портреты имама Шамиля, знают ли они об этой позиции легендарного воина, шейха, государственного деятеля?

В свою очередь, Абдуль-Кадер в 1861 г. ответил имаму Шамилю так: «Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны… Печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все ещё прибегает к власти справедливости! Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в ислам являются грубость, жестокость и отстраненность от всех иноверцев».

Такая позиция упомянутых выше известных мусульманских деятелей представляется весьма актуальной и поучительной в нынешних условиях.

Президент России произнёс в Малайзии следующие важные для нас слова: «Позиция России последовательна и ясна: терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией, культурной традицией или образом жизни. Должен сказать, что на примере России попытки террористов спровоцировать в нашей стране исламофобию в конечном итоге полностью провалились».

Во время своих визитов в мусульманские страны мне часто приходится слышать от моих братьев такие слова: «Когда же Россия станет такой же великой и могучей страной, как СССР? Когда же Россия станет уважать себя и станут уважать её другие? Мы здесь являемся истинными вашими друзьями. Не забывайте о нас, повернитесь к нам лицом!».

И действительно, их любовь к нашей стране, их доброжелательность к нам не вызывают сомнений. Арабский, исламский мир желает активизации политики России в этих регионах, развития сотрудничества в различных сферах, учитывая интересы наших стран.

В последние годы, наверное, можно говорить о некоторых позитивных шагах активизации диалога и сотрудничества между Россией и мусульманскими странами. В прошедшие два года Россию посетили главы государств и правительств нескольких мусульманских стран: Президент Исламской Республики Иран г-н Хатами, Алжира – г-н Бутирфлик, Йеменской Республики – г-н Салих, Король Марокко Мухаммад VI, Король Иордании Абдалла, Наследный принц Королевства Саудовская Аравия эмир Абдулла Бен Абдул-Азиз Ас-Сауд, премьер-министр Ливана г-н Рафик Харири, экс-премьер-министр Малайзии г-н Махатхир Мухаммад.

Я имел честь встречаться с перечисленными лицами и принять некоторых из них у нас, в Совете муфтиев России.

Также хочу отметить развитие добрых отношений нашей страны с мусульманскими странами Содружества Независимых Государств. Официальные визиты Президентов Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и недавний визит в РФ нового избранного Президента Азербайджана Ильхама Алиева, визит нашего Президента Владимира Владимировича Путина в Республику Таджикистан и другие факты дают нам надежду на то, что связи, сотрудничество и дружба между Российской Федерацией и мусульманскими странами будут развиваться и в дальнейшем, приведя к положительным результатам в изменяющемся мире.

Да, в исламе есть концепция оборонительной войны, защищающей веру, честь и жизнь. Однако война с захватническими целями запрещена Всевышним в священном Коране. Кроме того, никто не вправе самовольно объявлять себя «заместителем Пророка» и присваивать себе его полномочия!

Таким образом, звучащие из уст боевиков слова о «новом всемирном халифате», т.е. о монополярном мировом порядке под диктатом мусульман, являются всего лишь ширмой для провоцирования конфликтов в интересах третьих стран. Кстати, исторический халифат, существовавший в рамках исламских канонов, никогда не претендовал на подчинение мусульманам христиан, иудеев и представителей других религий – живя в халифате, они пользовались правом сохранять свои традиции, религиозные предписания и ритуалы. С другими странами заключались мирные договора. Иногда возникали войны за территории, но не было войн, направленных на подавление другой веры. Поэтому мы можем говорить лишь о концепции сосуществования и взаимодействия различных религий и культур при сохранении духовно-культурной самобытности внутри каждой социальной группы, каждого народа.

Теперь поговорим о сотрудничестве России с мусульманскими странами на пути созидания многополярного мира. Сотрудничество с этими странами даст нашей стране увеличение количества рабочих мест в важной для нас сфере – оборонной промышленности, а также в области высоких технологий. Для нас интересен богатый рынок сырья и энергоресурсов в мусульманских странах. При этом мусульманские страны не обусловливают сотрудничество с нами вмешательством в наши внутренние дела, и таким образом суверенитету и самобытности нашей страны ничто не угрожает. В этих странах живет множество искренних друзей России, ставших таковыми за время учебы или работы в Советском Союзе. Потенциал такого пророссийского лобби в мусульманских странах все ещё высок, а используется он в недостаточной степени. Но на смену советскому фактору должен прийти религиозный, т.е. мусульманский фактор.

МИД России использует в отношениях с православными странами фактор Русской Православной Церкви, что весьма позитивно. Однако возможности российских мусульман, их духовных центров в отношениях с мусульманскими странами используются недостаточно. При этом и в Российской империи, и в Советском Союзе хорошо понимали и ценили роль так называемой «народной дипломатии»: негосударственных структур, готовивших почву для усиления влияния России в том или ином регионе. Не пора ли вернуть утраченные позиции на новый уровень, используя социальную активность российских верующих?

Нас вдохновило то обстоятельство, что Президент России обозначил следующий стратегический курс: «Россия – как уникальная евроазиатская держава – всегда играла особую роль в строительстве отношений между Востоком и Западом. И я убежден, что наше взаимодействие в рамках ОИК может и сегодня стать важнейшим элементом справедливого и безопасного мира. Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем.

Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики. Уверен – это в полной мере отвечает как интересам наших народов, так и гуманистическим ценностям, которые проповедуют все мировые религии, в том числе и ислам».

В священном Коране, сура 13, аят 11, говорится: «Воистину, Аллах не изменяет положения людей, пока они не изменятся внутри себя».

Благодарю за внимание.