БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Дорогие братья и сёстры!

Уважаемые соотечественники!

Многоуважаемые участники и гости конференции!

Начну с объяснения причин того, что сегодня в этом зале, среди делегатов присутствует большая группа служителей ислама. Среди них и мои коллеги – сопредседатели Совета муфтиев России, председатели Духовных управлений мусульман ряда регионов, а также руководители многих религиозных объединений. Означает ли это, что мы, служители ислама, стали политическими деятелями, поскольку здесь проходит конференция общероссийского политического политического движения «Рефах». Как известно, конституционный принцип отделения церкви от государства не позволяет нам заниматься политической деятельностью. Обратимся к статье 5 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Она гласит, что религиозные объединения «не участвуют в выборах в органы государственной власти, в деятельности других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления». Эта же статья Закона четко определяет следующее: религиозные организации «не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь».

Получается, что мы нарушаем Закон? Разумеется, нет. Мусульманские организации, служители ислама не входят в состав «Рефаха», его руководящих органов, не оказывают ему материальную поддержку. И, конечно же, мы не участвуем в выработке его политической программы, определении направлений его деятельности. Но мы, религиозные деятели, являемся гражданами Российской Федерации, и нам не безразлично в каком направлении развивается наша страна. Нам далеко не безразлично и то, какие политические силы оказывают влияние на жителей России, к чему они призывают.

Сказанное мною находится в полном соответствии с учением ислама, с особенностями деятельности служителя ислама. Я хочу обратить ваше внимание на два аспекта имеющейся проблемы. Во-первых, ислам, разделяя человеческую жизнь на две половины – земную и потустороннюю – с большим вниманием относится к первой из них, то есть - земной жизни. Земная жизнь, по исламу - высочайший дар Божий, и человек обязан ценить её. Жизнь мусульманина не должна сводиться только к вере, соблюдению предписаний и обрядов ислама. Именно земная жизнь с подготовкой к будущей жизни, со всеми её радостями и горестями, материальным благополучием, заботой о завтрашнем дне занимает ведущее место в нашей религии. Соответственно, мы, служители ислама, не имеем права забыть о том, как тяжело приходится мусульманам в повседневной жизни. Не случайно Всевышний Аллах назвал нас имамами – «стоящими впереди». И мы должны оставаться впереди не только во время богослужений. Мы обязаны жить интересами наших мусульман, их заботами, по возможности, стараться облегчить их трудности. Постоянно общаясь с верующими, мы, духовные наставники, хорошо знаем их горести и беды, понимаем, насколько тяжело им живется в наши дни.

Теперь поговорим о другом аспекте имеющейся проблемы. Каким образом мы, служители ислама, руководители религиозных организаций, можем помочь мусульманам? Снова обратимся к пятой статье Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», которую я цитировал выше. В ней прсутствуют слова о том, что религиозные объединения «не выполняют функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления». Получается своеобразный узел, который невозможно разрубить. Даже те люди, которые работали над текстом Закона, признают, что «на практике могут возникать сомнения в возможности строгого соблюдения указанных норм во всех случаях». Но мы - люди законопослушные, поэтому до настоящего времени могли лишь с горечью замечать, что в России отсутствует движение, способное представлять интересы мусульманских и малочисленных народов в высших органах власти. А такие попытки предпринимались неоднократно!

И вот, на политическом небосклоне появилось политическое движение «Рефах», действующее в составе Межрегионального движения «Единство». «Рефах» сумел восстановить добрые традиции российского парламентаризма. Он впервые после почти девяностолетнего перерыва создал в высшем законодательном органе страны группу депутатов, которые будут защищать интересы мусульманских народов.

Многоуважаемые участники конференции!

Теперь, я считаю, настало время объяснить, почему в этом зале оказалось много известных в России религиозных деятелей. Мы знаем о том, что «Рефах» является не религиозной, а политической организацией. Но известно также то, что «Рефах» – организация, которая представляет интересы малочисленных народов и мусульманского населения страны в таком контексте, который соответствует видению руководителей мусульманских организаций. Приведу несколько конкретных примеров. Мы не противопоставляем мусульман гражданам, исповедующим другие религии, считаем, что сила России - только в единстве всех граждан страны независимо от их национальной и религиозной принадлежности. С данным утверждением согласен и «Рефах». Главным для нас является стремление к миру и согласию в обществе, преодолению имеющихся конфликтов и напряжённости, скорейшего мирного завершения войны в Чечне. Мы всегда выступали и выступаем за единую Россию, её территориальную целостность. Это утверждение занимает основное место в программе «Рефаха». Мы беспокоимся о том, что среди мусульман обнаруживаются пороки, которые распространены в российском обществе, – наркомания, алкоголизм, преступность. Многие из наших единоверцев не имеют работы, то есть - возможности выполнять одну из важнейших заповедей своей религии, которая приравнивает труд к молитве. Как сказал наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Господь любит, когда каждый из вас работает на совесть». Нашу озабоченность разделяет и «Рефах», который считает одной из своих главных задач заботу о духовности, нравственности, а также преодоление безработицы. Нас, мусульманских деятелей, волнует существующее в российском обществе непонимание ислама, страх перед ним и его последователями. Озабочен этим обстоятельством и «Рефах».

Многоуважаемые участники конференции!

Выше я привёл лишь краткий перечень вопросов, волнующих одновременно нас, мусульманских деятелей, и политическое движение «Рефах». Можно привести ещё много примеров совпадения наших взглядов. Думаю, что сказанного более чем достаточно для того, чтобы вы поняли причину нашего присутствия на конференции. Мы, служители ислама, и вы, деятели политического движения, желаем России, её многочисленным народам. О том, чего мы желаем, говорит само значение слова «Рефах» – «Благоденствие» Если раскрыть его истинный смысл, то получается, что мы желаем мусульманам и всем гражданам России счастливой и благополучной жизни, покоя, мира и довольствия. И мы, мусульманские деятели, поддерживаем ваше движение, его программные цели и задачи. От имени Совета муфтиев России я горячо приветствую вас, рефаховцев, ставящих перед собой столь значимые и благородные цели. Мы будем молить Всевышнего Аллаха ниспослать успех работе вашей конференции, поддержать вас в осуществлении ваших добрых намерений. Мы молим Аллаха ниспослать вам счастья и здоровья. Да будет над вами мир, милость Аллаха и Его благоволение!