БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Уважаемые участники конференции!

1.

Много лет назад я ознакомился с весьма примечательным документом – Уставом князя Ярослава Мудрого о церковных судах. В его пункте 19 имеется положение, запрещающее русской девушке-христианке вступать в брак с мусульманином. Данный документ интересен для нас не этим запретом, подобное можно найти и в истории других религий. Он свидетельствует о неоспоримом факте – существовании браков между христианами и мусульманами, русскими и выходцами из Среднего и Нижнего Поволжья, прежде всего - татарами. А Уставу исполнилось почти 1000 лет – он составлен в 1051–1054 гг.!

Вышеупомянутый факт свидетельствует о многом – в частности, о глубоких исторических корнях взаимосвязей, существующих между религиями, имеющими последователей на евразийском пространстве России. Опыт всестороннего диалога культур очень велик, он уходит своими корнями в очень отдалённые исторические времена.

В течение нескольких последних веков обширные территории Евразии входили в состав Российской империи. Поэтому я считаю необходимым вкратце изложить своё понимание вопроса о диалоге религий в её пределах. Известно, что без знания прошлого трудно понять и оценить настоящее, заглянуть в будущее.

2.

Диалог религий в моем понимании не сводится к отдельным встречам представителей духовенства по их собственной инициативе или в силу сложившихся обстоятельств. Диалог конфессий включает в себя и общение рядовых представителей разных религий под руководством духовенства. Цель такого диалога – определёние путей совместного участия в решении общественно значимых задач. Было ли всё это в Российской империи?

Диалог предполагает равенство его участников. Поэтому говорить о диалоге конфессий в Российской империи, на мой взгляд, бессмысленно. Дело в том, что вместе с христианством в Русском государстве появились предубеждения против ислама и мусульман, возникшие в результате противостояния этих религий на Ближнем Востоке, а затем получившие развитие в Европе во время крестовых походов. Они окрепли и получили дальнейшее развитие в ходе становления Российского государства. Кроме того, по законам нашего государства православие было господствующим, а ислам относился к числу терпимых религий.

Православие вело миссионерскую работу среди последователей других религий, а последним это запрещалось. В большинстве случаев обращение мусульман в православие происходило насильственно. Если переход мусульман, иудеев и буддистов в православие всемерно поощрялся как материально, так и предоставлением различных привилегий, то переход православных в другие религии сурово наказывался. С концаXVIIIвека в России была объявлена веротерпимость, и участь неправославных немного облегчилась. Но и после этого продолжалась миссионерская работа православия, например, среди мусульман, и стержень этой работы составляло учение о «лживости ислама» и «истинности православия».

За годы Советской власти, ставившей своей задачей преодоление влияния религии, диалог конфессий (то есть, участие религиозных организаций в решении каких-то значимых для внутренней жизни общества дел) оставался невозможным. Религиозным организациям было лишь позволено общими усилиями создавать иллюзию существования свободы совести в нашей стране и на поддерживать внутреннюю и внешнюю политику КПСС международной арене. На это были направлены, например, конференции, проводившиеся в защиту мира, непременным участником которых являлось духовенство. Несколько позже стали проводиться Конференции представителей религиозных организаций СССР (1952, 1969 гг.), а также международные религиозные форумы, посвящённые вопросам сохранения мира и сотрудничества народов. После их завершения практиковалось проведение региональных встреч представителей разных религий. Например, после Московской Всемирной межрелигиозной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», проведённой в Ташкенте в мае 1983 г., состоялся дружеский диалог мусульманских и православных деятелей.

Эти мероприятия носили преимущественно политический характер. Их задача сводилась к тому, чтобы представители разных религий демонстрировали единство своих позиций по политике, проводимой Коммунистической партией и Советским государством.

Но историческое прошлое нельзя оценивать однозначно. Да, ни в Российской империи, ни в Советском Союзе не было равноправного диалога конфессий. В первом случае этому препятствовало явное неравноправие самих религий, а во втором – полное отсутствие у религиозных организаций права участвовать в решении общественных дел, исключая безоговорочную поддержку политики правящей партии и государства.

Но можно ли считать бесплодными для диалога конфессий века, о которых идёт речь? Если помнить о том, что диалог конфессий является и диалогом их последователей - миллионов верующих, то история религий в Российской империи и Советском Союзе требует принципиально иной оценки. Я не случайно вспоминил об указе Ярослава Мудрого. Он для меня, прежде всего, является ярким свидетельством близких отношений между последователями разных конфессий, существовавших в давние времена. Я уверен в том, что подобные свидетельства уходят своими корнями в более отдаленные времена, чемXвек. Ещё больше их стало послеXвека. Достаточно лишь вспомнить знаменитые браки между православными и мусульманами, которые дали Руси и России известных царей, знаменитые дворянские и княжеские фамилии, многих выдающихся деятелей русской культуры. Последние века российской истории, особенно два последних столетия, сыграли огромную роль во взаимодействии и взаимопроникновении культур народов, относящихся к разным религиям, их взаимном обогащении и развитии. Этот процесс затронул буквально все аспекты: семейно-бытовые отношения, язык, искусство, литературу, государственное устройство, архитектуру и т.д. А итогом прошедших веков стал опыт мирного сосуществования последователей разных религий, весьма актуальный и в наши дни. На мой взгляд, именно историческое прошлое создало основательную базу, которую мы, современные религиозные деятели всего Содружества Независимых Государств (СНГ), обязаны использовать, для плодотворного и многоаспектного межконфессионального диалога.

3.

Следует также упомянуть фактор, действующий во всех регионах нашей страны, который благоприятствует налаживанию межконфессионального диалога, может способствовать его успеху, отразиться на его масштабах и характере. Дело в том, что более 99% населения России составляют люди, традиционно исповедующие три религии: христианство (преимущественно - православие), ислам и иудаизм (буддизм, к которому я отношусь с большим уважением и почтением, требует отдельного разговора). Все они, как известно, являются авраамическими религиями Эти религии возникли на одной и той же территории, практически - у одного и того же народа или народов. Не случайно последователи трёх религий возводят свои истоки к одному и тому же пророку – Аврааму (Ибрахиму). Между нашими религиями, безусловно, есть различия, причём принципиальные. Но я думаю, что в условиях многонациональной и поликонфессиональной России в первую очередь следует обращать внимание на то, что сближает эти религии и их последователей.

Все они имеют близкую по содержанию Священную историю, учение о земном призвании человека, учат его добру и милосердию, терпению и терпимости, миру и согласию между людьми.

Общность истоков трёх религий, их взаимосвязь находят чёткое выражение в вероучении ислама. Наша религия уважительно и почтительно относится к иудаизму и христианству, а также к их последователям. Коран 60 раз определяет их как «людей Писания», «которые получили Писание» от Бога. Иудаизм и христианство, по исламу - ниспосланные Богом религии.

Основы веры, догматика ислама требуют от мусульман почитать Писания иудаизма и христианства, то есть - важнейшие части Библии: Таурат-Тору (Пятикнижие), Забур-Псалмы Псалтырь Давида, Инжил-Евангелие. Мусульмане признают пророков, одновременно являющихся пророками иудаизма и христианства – Мусе-Моисею, Луту-Лоту, Айюбу-Иове и т.д.

О том, что может дать официальное признание близости, существующей между авраамическими религиями, потенциальными участниками диалога, свидетельствует такой пример. В Италии и других католических странах, а также в мусульманских государствах дальнего зарубежья, где проживают и католики, в течение многих лет действуют общества исламо-христианского диалога. Они проводят лекции и семинары с участием ведущих богословов обеих религий, возносят совместные молитвы о мире. По их инициативе издаётся массовая и научная литература о признаках, объединяющих эти религии, проводятся международные встречи представителей разных конфессий. В этой многоплановой деятельности принимает активное участие Исламский центр в Риме, созданный с благословения Ватикана. Центр обеспечен квалифицированными специалистами, имеет богатую библиотеку, конференц-зал и т.д.

Начало всестороннего диалога между католицизмом и христианством в странах Запада и Востока предваряла декларация Ватиканского Вселенского Собора «О взаимоотношениях с нехристианскими религиями» (28 октября 1965 г.), в которой присутствовал специальный раздел об исламе. В нём было сказано следующее: «Церковь с уважением относится к мусульманам, которые поклоняются единому Богу, живому и сущему, милостивому и всемогущему. Они всем существом своим стремятся подчиниться Его сокрытым предписаниям, как подчинился Богу Авраам, к которому мусульманская вера охотно себя возводит. Они, хотя и не признают Христа Богом, почитают Его как пророка, они чтят и Его непорочную матерь Марию, иногда благоговейно призывая к Ней. Сверх того, они чают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они высоко ценят нравственную жизнь и прославляют Бога, особенно молитвой, милостынею и постом. Хотя в течение веков между христианами и мусульманами не раз возникали раздоры и вражда, Святой Собор призывает всех забыть прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию…» Основой исламо-христианского диалога, как было указано, указано в Декларации, должна стать вера в единого Бога (в исламе – таухид) – центральный догмат и христианства, и ислама.

Постепенно во многих странах устанавливается постоянный диалог между мусульманами и православными. Примером может служить проведение регулярных диалогов между мусульманскими организациями Ирана и Греческой Православной Церковью. С иранскими мусульманами проводит диалог и Русская Православная Церковь. Весной этого года главы всех православных церквей приняли послание по случаю празднования 2000-летия Рождества Иисуса Христа. В нём предстоятели поместных церквей всего мира выразили намерение «создать наиболее благоприятные предпосылки диалога с иудаизмом и исламом ради мирного сосуществования всех народов».

За развёртывание диалога между последователями трёх религий выступила Всемирная конференция представителей авраамических религий, состоявшаяся в апреле этого года в Анкаре.

4.

Благодарение Всевышнему за то, что нынешнее положение религиозных организаций во всех странах СНГ коренным образом отличается от давнего и недавнего прошлого. Благодаря демократическим переменам, в последние годы религиозные организации стали равноправными, получили прекрасную возможность свободно развиваться, возрождать духовность граждан, активно влиять на различные общественные процессы. Появилось огромное количество новых храмов, были восстановлены тысячи разрушенных или занятых под хозяйственные нужды. Созданы десятки духовных учебных заведений, массовыми тиражами издаётся религиозная литература, служители религии получили доступ к средствам массовой информации. Все вышеперечисленное стало возможным благодаря демократическим переменам, происходящим в обществе, повсеместному созданию законодательной основы для обеспечения подлинной свободы совести.

Религиозные организации обладают очень большими возможностями для организации межконфессионального диалога, через него происходит активное утверждение мира и гражданского согласия в обществе. Я уверен в том, что такой диалог может коренным образом изменить моральную атмосферу в нашей стране, создать более благоприятную, чем сегодня, ситуацию в межнациональных отношениях.

В России предпринимаются определённые шаги для налаживания межрелигиозного диалога. Образован Межрелигиозный Совет России, руководителями которого являются представители четырех традиционных для страны религий – православия, ислама, иудаизма и буддизма. Одним из крупных мероприятий данного Совета стал закончившийся позавчера Межрелигиозный миротворческий форум.

5.

Уважаемые участники конференции!

Как мне представляется, межконфессиональный диалог в России делает только первые шаги. Есть немало причин, прежде всего - исторических, которые препятствуют его проведению. Как было сказано выше, у нас нет исторического опыта проведения диалога между равноправными религиозными организациями, так как не было самого равноправия. Сказывается советское прошлое, когда наиболее образованная часть духовенства была физически уничтожена, вовсе не развивалось или слабо развивалось богословие. Религиозные организации, например, мусульманские, в настоящее время не имеют служителей религии, должным образом подготовленных для ведения диалога. К руководству мусульманскими общинами зачастую приходят малообразованные люди, не сведущие в учениях ислама и других религий. В результате даже наличие общих положений в учениях трёх религий остается малоизвестным широкому кругу верующих. Не способствует прогрессу в данном вопросе и имеющаяся в нашем распоряжении религиозная литература, в основном - переводная.

Мы, мусульмане, приветствуем иерархов Русской Православной Церкви, в частности - архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир прилагает много усилий для создания братских отношений между мусульманами и православными. Его богословские труды, которые не раз перепечатывались нашей газетой, вносят реальный вклад в преодоление существующих неверных представлений об исламе, распространяют знания о взаимосвязях двух религий, выступают за их диалог. Насколько мне известно, он стал первым из современных иерархов РПЦ, кто заявил о том, что «из всех современных религиозных направлений ислам ближе всего стоит к православной вере Иисуса Христа» («Звезда Востока», № 5 за 1993 г.). Разъясняя свою мысль, он писал: «Ису мусульмане считают одним из величайших пророков. Они признают догмат о непорочном зачатии Его Девой Марией, Марйам. Коран свидетельствует о многочисленных чудесах, совершенных Иисусом, о Его даре предвидеть будущее, о том, что Бог «сделал Его благословенным, где бы Он не был». Прямое отношение к теме нашего разговора имеет следующий вывод архиепископа Владимира: «Между православием и исламом существуют мировоззренческие различия. Богословский спор может принести плоды лишь в отдельной человеческой душе, окончательное же разрешение – за пределами земного бытия. Однако глубочайшая убежденность в истинности собственной веры вовсе не мешает, напротив, – способствует уважению к чужим убеждениям и поиску той общности, в опоре на которую возможны совместные дела миролюбия и братолюбия, добра, милосердия и благочестия. Таков единственно плодотворный путь нашего общего бытия и сотрудничества».

Участники Международной исламской конференции «Роль мусульман в духовном возрождении России» (июнь 1999 г.) с удовлетворением восприняли слова заместителя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии о том, что «общая авраамическая традиция, почтительное отношение мусульман к Новому Завету и его ценностям позволили нам выработать единое мнение по ряду важнейших социальных и политических вопросов».

Мы, мусульманские деятели, надеемся на то, что вышеприведённые мысли православных иерархов будут со временем закреплены в официальном документе Русской Православной Церкви. Это стало бы важнейшей опорой для проведения межконфессионального диалога на всём евразийском пространстве.

Я хотел бы обратить внимание и на следующий аспект. В важнейших законодательных актах нашего государства закреплены положения о равноправии всех религий. Но иногда государственные органы власти, средства массовой информации вольно или невольно отдают предпочтение той или иной религии, последователи которой составляют большинство населения (например, исламу или православию). Такой подход не самым лучшим образом отражается на развитии межконфессионального диалога.

6.

Уважаемые участники конференции!

Считаю важным поделиться с вами своими мыслями по следующему поводу. Практически во всех регионах России наблюдается рост численности населения за счет мигрантов из республик Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа и Закавказья. Данное обстоятельство делает проблему взаимоотношений между народами и последователями разных религий весьма актуальной.

Нельзя забывать и о том, что мы живём во времена резкого подъема национального и религиозного сознания народов, когда на арену выходят силы, пытающиеся использовать сложившуюся ситуацию для обострения межнациональных отношений, противопоставления друг другу последователей разных религий.

Как мне представляется, руководители региональных органов власти, религиозные деятели - по крайней мере, в России – осознают опасность возникновения конфликтов на национальной и религиозной почве. Понимая силу положительного воздействия религии на людей, они пытаются организовать межконфессиональный диалог на местах собственными силами, создают специальные органы, принимают совместные документы. Советы, объединяющие представителей различных религий, созданы в Костроме, Томске и Уфе. Консультационный совет при губернаторе сформирован в Самарской области.

Я думаю о том, что подобные шаги местных организаций должны быть поддержаны общероссийскими религиозными центрами. Местные религиозные объединения должны получать от них рекомендации и богословскую литературу, призванные оказать им помощь в организации межконфессионального диалога. Без такой поддержки инициатива местных организаций не получит должного развития, не перейдёт в область практических дел и постепенно заглохнет. Такая участь, например, постигла Высший межконфессиональный духовный Совет Северного Кавказа, созданный в декабре 1994 года. В его состав входили представители православия, ислама, иудаизма, баптизма, пятидесятников, католиков – всего 15 религиозных организаций. Возможно, если бы этот Совет работал активно и плодотворно, мы имели бы сегодня другую ситуацию с национальным и религиозным вопросом на Северном Кавказе.

Интересы нашего общества в целом, а не только населения Северного Кавказа, ставят перед нами общую задачу: различными средствами доводить до сведения населения информацию о том, что объединяет последователей трёх религий. А нам, руководителям религиозных центров, необходимо чаще предпринимать совместные шаги, наподобие этой конференции, направленные на преодоление неприязненного отношения к последователям других религий, существующего в сознании людей.