Уважаемые дамы и господа!

Свыше десяти лет тому назад в России начался процесс возрождения религий. Как один из руководителей мусульманских организаций страны, я рассмотрю лишь проблемы, связанные с возрождением ислама. Именно проблемы, так как этот процесс оказался весьма противоречивым, неоднозначным. Кроме того, возрождение ислама оказалось тесно связанным с другими событиями, которые происходили и происходят в России.

Считается, что возрождение религий у нас в стране началось после встречи Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с руководителями Русской Православной Церкви. Это верно, но лишь отчасти. После этого события действительно изменилась политика партии и государства по отношению к религии, верующим и религиозным организациям. Но мусульмане ощутили это не сразу. Во-первых, по инерции местные партийные организации продолжали вести атеистическую пропаганду, направленную против ислама. Во-вторых, многие местные руководители заняли выжидательную позицию, так как не до конца понимали резкое изменение отношения Москвы к религии и на всякий случай страховали себя и не давали верующим почувствовать изменения в жизни.

Подлинное возрождение ислама в России, на мой взгляд, началось через два года после описанных выше событий, когда процессы, связанные с религией, стали необратимыми, и это поняли местные руководители. Сегодня, спустя десять лет, мы можем подводить итоги, говорить об успехах и проблемах. Эти проблемы нам, руководителям мусульманских организаций страны, особенно понятны и близки. Ведь мы являемся непосредственными участниками и организаторами данного процесса. И нам отчетливо видны достижения, допущенные ошибки, нерешённые вопросы. Мы, как никто иной, заинтересованы в положительных результатах возрождения ислама.

Уважаемые дамы и господа!

Всё познается в сравнении. Для того, чтобы представить масштаб возрождения ислама в России, надо знать, что же было до его начала. Думаю, что нет необходимости говорить в этой аудитории об отношении Советского государства и Коммунистической партии к религии - оно хорошо известно всем. Поэтому ограничусь тем, что приведу несколько фактов, отражающих специфику положения ислама в советском обществе.

К началу перестройки, то есть - к 1985 году, в Советском Союзе официально действовало немногим более 300 мечетей, что несколько больше, чем 1% их количества в 1917 году. В России было 112 мечетей. Но это – официальные данные. На самом же деле, количество мечетей и фактически действующих мусульманских общин было намного больше. Многие общины имели постоянные помещения для проведения богослужений. Иногда богослужения проводили в открытом поле, а также в приспособленных для этого помещениях. Очень широко соблюдались мусульманские обряды, особенно такие, как имянаречение, обрезание, бракосочетание и отпевание. Не составляли исключения и коммунисты, комсомольцы, представители интеллигенции. Об этом было хорошо известно всем, вплоть до ЦК КПСС, данную проблему обсуждали на закрытых совещаниях, но решительные меры не предпринимались. Всё это способствовало сохранению и воспроизводству ислама в новых поколениях и впоследствии стало одной из причин быстрых темпов возрождения ислама.

Но, с другой стороны, Советская власть нанесла наиболее чувствительный удар именно по исламу, создала проблемы, над решением которых мы сегодня думаем. За короткий период времени мусульманские народы были вынуждены дважды менять свой алфавит, отказаться от арабской графики. Это привело к разрыву мусульман с книжной культурой прошлого, сказалось на том, что мусульмане лишились возможности читать, изучать сотни книг о своей религии. В Советском Союзе, насчитывавшем 30 миллионов мусульман, в течение долгих лет имелось одно, а с середины семидесятых годов - два мусульманских учебных заведения (в Узбекистане). В них одновременно обучалось не более 100 студентов. А на территории России, по числу мусульман не намного уступавшей Узбекистану, с середины 20-х до конца 80-х годов не было ни одного духовного учебного заведения! На всю Россию имелось 12 человек, получивших богословское образование. В России за отмеченный период были изданы всего лишь три брошюры об основах ислама - на татарском языке, на арабской графике, недоступной абсолютному большинству мусульман. На языках других народов книг не было вообще. Возможности общения российских мусульман с зарубежными единоверцами были сокращены до минимума. В контактах мусульман СССР с зарубежными мусульманскими организациями, поддерживаемых в пропагандистских целях, россияне не принимали участия.

Все сказанное выше не могло не отразиться на характере религиозности. Последняя зачастую сводилась к формальному соблюдению обрядов.

Такой была точка отсчета, с которой началось возрождение ислама в России. Вполне естественно, что мы, когда у нас появилась такая возможность, начали решать вопросы, связанные со строительством мечетей, созданием духовных учебных заведений, изданием религиозной литературы, налаживанием международных контактов, и добились на этом пути немалых успехов. Я уже говорил о том, что до начала возрождения ислама в России действовало 312 мечетей. В настоящее время их число перевалило за 6 тысяч. Существуют также мусульманские общины, которые не имеют мечетей, но собираются их строить. 10 лет назад в России не было ни одного мусульманского духовного учебного заведения, сейчас же их существует более десяти, в том числе - несколько высших. Более тысячи молодых мусульман обучаются в зарубежных учебных заведениях. При Советской власти лишь 2–3 россиянина в год совершали паломничество в Мекку и Медину, в настоящее время туда отправляются до 15 тысяч мусульман в год. Издаётся довольно много религиозной литературы, поддерживаются международные связи.

На первый взгляд, всё идёт хорошо, нет никаких оснований для беспокойства. Но если проанализировать современную религиозную жизнь мусульман, то можно увидеть немало нерешённых проблем, которые являются поводом для серьёзного беспокойства.

Как мне представляется, мы, мусульманские деятели, с самого начала увлеклись количественными показателями, решением организационных вопросов. И нас можно понять: впервые за многие десятки лет мусульмане получили возможность строить свою религиозную жизнь так, как им хочется. И мы с энтузиазмом принялись за строительство мечетей, организацию религиозных учебных заведений, тысячами отправляли верующих для совершения хаджа. Бесспорно, всё это было нужно. Но со временем стало ясно, что для многих мусульманских деятелей большое количество мечетей, духовных учебных заведений оказалось сущностью возрождения. Если были достигнуты высокие количественных показателей, то, согласно их мнению, можно на этом остановиться. Но другая, немногочисленная часть духовенства, сейчас понимает, что это далеко не так.

Оказалось, что мы вступили в процесс возрождения ислама, не определив для себя в полной мере его суть и смысл, а также конечные цели. Во всяком случае, как мне представляется, мы не приняли в расчет следующие обстоятельства.

Верующие изменились. Это выражается не только в том, что за годы Советской власти, не имея полноценной религиозной жизни, развитой богословской мысли, заметная часть мусульман стала воспринимать ислам как некую сумму обрядов, механическое исполнение которых и является подлинной религиозностью. Возрождение ислама было призвано изменить такое «упрощённое» отношение к религии, понимание своей ответственности перед Создателем, объяснить людям, что ислам представляет собой сочетание религиозных и нравственных обязанностей. Это - очень трудная и сложная задача, потому что современный мусульманин принципиально отличается от мусульманина из прошлого по многим существенным показателям: уровню образования, жизненному опыту, пониманию роли религии в жизни личности и общества. Отдельные служители ислама и по сей день продолжают действовать и думать так, словно исламу можно вернуть положение, которое он занимал в дооктябрьской России.

Многие мусульманские деятели абсолютно не учитывали второй немаловажный фактор: отсутствие в России служителей ислама, способных работать с мусульманами, заметно изменившимися за годы Советской власти. Современный служитель ислама, к сожалению, менее образован, чем рядовой мусульманин, он даже перестал быть единственным толкователем ислама, не говоря уже о других жизненно важных проблемах. Мы не подумали о том, что изменившееся сознание мусульман потребует от служителей ислама новой, принципиально иной подготовки. Вместо этого мы «погнались за количеством» и создали множество духовных учебных заведений, которые мало чем отличаются от таких же заведений, имевшихся в прошлом. Они не имеют современных программ, пособий, подготовленных преподавателей. Работают они по дореволюционным и зарубежным учебникам, основную часть преподавателей в них составляют иностранцы.

Жизнь показала, что наличие мечетей, мусульманских школ, средних и высших духовных учебных заведений – только половина дела. Всё это - лишь внешнее, количественное выражение возрождения ислама. Но мы пока не сумели обеспечить их полноценную деятельность. А это означает, что мы не добились качественного изменения содержания религиозной жизни и отношения мусульман к своим религиозным обязанностям. Такие изменения будут возможными, когда в мечети придут имамы,образованные в религиозном и светском плане, способные вести религиозную пропаганду с учётом новых условий, особенностей современного мусульманина, российской действительности. Но и такие имамы будут нуждаться в повседневной методической помощи, обеспечении разъяснениями по аспектам учения ислама, актуальным в наши дни. Российские духовные учебные заведения нуждаются в учебниках и пособиях, написанных нашими авторами. Необходимо, чтобы в них преподавали наши преподаватели. А всё вышеперечисленное зависит от духовных лидеров, руководителей Духовных управлений мусульман. Но следует признать то, что далеко не все религиозные лидеры понимают суть данной проблемы и хотят изменить существующее положение. Тому, что религиозные центры мусульман не до конца выполняют свои задачи, мешает особенность распространения ислама в России. Мусульманские организации России не остались в стороне от центробежных явлений, процессов «суверенизации», характерных для нашей страны в последнее время. Сейчас у нас действует около пятидести самостоятельных Духовных управлений мусульман – региональных религиозных центров. По отдельности ни одно из этих управлений не располагает материальными ресурсами и кадрами, призванными решить перечисленные мною проблемы. Но зато каждое из них сохраняет самостоятельность, независимость и право ничем не заниматься, не отвечать ни за что.

Возможно, такая ситуация благоприятна для отдельных мусульманских деятелей, которые живут совсем неплохо, не отвечая при этом ни за что. Но от этого плохо мусульманам и российскому обществу в целом.

В России с давних времён были сильны антиисламские страсти, практиковалось обвинение ислама и мусульман в фанатизме, консерватизме, неприятии последователей других религий и т.д. Ложные стереотипы ислама очень сильны в обществе, они даже вошли в школьные и институтские учебники. Так было всегда. Но известные всем события в Чечне привели к тому, что вокруг ислама и мусульман буквально разразилась истерия. Конфликт в Чечне обострил межнациональные отношения, осложнил существование сотен тысяч мусульман, находящихся в меньшинстве среди православного населения. События, происходящие в Чечне, террористические акты, совершенные в Москве и в других городах, стали поводом для антиисламской, антимусульманской пропаганды, развернутой средствами массовой информации в больших масштабах. Они рассматривали действия террористов в тесной связи с их принадлежностью к исламу, преподносили как нечто характерное для мусульманских народов, особенно чеченцев. Масштабы подобной пропаганды были настолько велики, что сегодня в России довольно заметная часть населения стала бояться ислама и мусульман. Председатели Духовных управлений мусульман, объединённые в Совет муфтиев России, приняли специальное заявление по этому поводу, обратились к высшим должностным лицам страны с просьбой прекратить пропаганду, враждебную исламу и мусульманам. Только после публичного заявления главы Правительства и министра внутренних дел России, чётко разъяснивших стране, что действия террористов не имеют ничего общего с исламом, что война в Чечне ведется против терроризма, а не против мусульман, эта пропаганда временно прекратилась. К сожалению, та ситуация, в которой находятся мусульманские организации в России, не позволяет им концентрировать свои усилия на преодолении ложных стереотипов об исламе. Не могут быть решены и многие другие проблемы.

В заключение мне бы хотелось затронуть ещё одну проблему. Мусульмане нашей страны уже много веков живут в России, стране, которая во все века тяготела к Европе. В России очень сильны европейские, христианские культурные традиции, это многонациональная и многорелигиозная страна. Мусульмане веками жили и живут среди последователей других религий, прежде всего - православия. Всё это не могло не отразиться на их менталитете и культуре. Но так получилось, что с самого начала процесса возрождения у нас преобладала, как мне представляется, однобокая ориентация на традиционные мусульманские страны, особенно арабские. Во многом данное обстоятельство было связано с тем, что именно они проявили наибольший интерес к судьбе мусульман России, проявили готовность помочь им, поддержать их морально и материально. Но я постепенно прихожу к выводу, что для нас, мусульман России, небезынтересен опыт деятельности мусульман и их организаций в европейских странах. Это касается, прежде всего, их опыта адаптации к рыночным отношениям, европейским культурным традициям, жизни в свободном демократическом обществе. Ведь мы живем в стране, стремящейся войти в этот мир, принять его ценности. Думаю, что нам необходимо налаживать близкие отношения с мусульманами Европы, поддерживать постоянные контакты с различными международными организациями, заинтересованными в демократическом пути развития России.

Благодарю за внимание.