БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Многоуважаемые дамы и господа!

Трудно говорить о столь яркой и многогранной личности, как аятолла Хомейни (да благословит его Аллах). Он оставил глубокий и яркий след в истории, оказал заметное влияние на её ход. Вот что утверждал один из его биографов: «Описывать деяния имама Хомейни и разбираться в его несравненной биографии – все равно что вливать бесконечное море воды в один кувшин…». Он – выдающийся знаток исламской философии и логики, богослов, труды которого изучаются и будут изучаться не только студентами и преподавателями духовных учебных заведений, верующими людьми в мусульманском мире, но и теми, кто хочет понять ислам. Хомейни – высший религиозный авторитет и одновременно лидер Исламской революции и основатель Исламской Республики Иран - государства, о котором западные политологи писали, что оно перестанет существовать сразу после смерти своего основателя. Государства, которое, вопреки всяким прогнозам, не только существует, но и всесторонне развивается, завоевывает уважение и доверие во всем мире. Хомейни, будучи ещё духовным лицом, имамом, заявлял: «Тот день, когда правители начинают думать о переселении во дворцы, становится днём, когда нам нужно зазвонить в колокол, призывающий к похоронам правительства и государства». Став лидером государства, он добился включения в Конституцию очень важной статьи,. предусматривающей проверку судебной властью собственности лидера страны и других высших представителей государства до их назначения и после окончания службы на предмет её незаконного приращения. Заняв пост высшего государственного руководителя, Хомейни за время своего правления государством не увеличил свою собственность. У аятоллы Хомейни, как выяснилось после его смерти, были только книги, очки, ножницы, Коран, чётки, молитвенный коврик, чалма, одежда священнослужителя. Его единственная недвижимость – отцовский дом в Куме – с 1964 года использовался для общественных нужд и давно перестал быть частной собственностью. А старая домашняя утварь, без которой невозможно было обойтись даже в простой, аскетичной жизни, принадлежала его жене.

Уважаемые дамы и господа!

О качествах Хомейни – религиозного и государственного деятеля -можно говорить долго. Уверен, что многое будет сказано здесь. Мне, служителю ислама, хотелось бы очень коротко остановиться на его послании Генеральному секретарю ЦК КПСС от 14 января 1989 года. Как мне представляется, это письмо не должно стать только достоянием истории, так как, по моему мнению, оно не потеряло для нас своего значения и в наши дни. Данное послание свидетельствует об удивительной прозорливости аятоллы Хомейни, его глубоком интересе к нашей стране, о том, что он внимательно следил за происходящими в СССР событиями и самым глубочайшим образом анализировал их. Достаточно, я думаю, вспомнить о том, что мусульманский лидер охарактеризовал происходящие в СССР события как «хруст костей коммунизма».То обстоятельство, что мощнейшая коммунистическая держава развалилась после 1989 года, а Исламская Республика Иран, несмотря на враждебность крупнейших в мире держав, стабильно развивается, по-моему, доказывает правоту аятоллы Хомейни. Рассмотрим лишь одно из его предвидений. Деятель ислама писал руководителю мощной коммунистической державы, казавшейся незыблемой и вечной: «Всем ясно, что отныне коммунизм следует искать в музеях политической истории, ибо марксизм не отвечает ни одной из истинных человеческих потребностей. Потому что это материалистическое учение, а материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и на Востоке». А в ответ он получил следующее утверждение руководителя Советского государства, переставшего существовать через два года: «Народы нашей страны определили свой выбор ещё в октябре 1917 года. С этого пути мы не сойдем, верим в его правильность».

Письмо аятоллы Хомейни осталось практически не известным в Советском Союзе, оно не было опубликовано в широкой печати. Но через десять лет Михаил Сергеевич Горбачев иначе оценил данное послание. Он отметил, что письмо было обращено ко всем эпохам. Признав правильность оценки марксизма, данной Хомейни, Горбачев сказал: «Если бы мы тогда более серьёзно восприняли предостережения аятоллы Хомейни, сегодня положение в России не было бы таким» (журнал «Третий взгляд», 1999, № 66, стр. 23).

Повторю мысль, высказанную выше. Предостережения и предвидения аятоллы Хомейни, содержавшиеся в его послании десятилетней давности, на мой взгляд, не потеряли актуальности и для современной России. Остановлюсь лишь на одном его положении. Обращаясь к Генеральному секретарю ЦК КПСС, аятолла Хомейни писал: «Прошу Вас обратить особое внимание и со всей серьезностью подойти к исследованию ислама, и не только потому, что ислам и мусульмане нуждаются в Вас, а ради высоких ценностей, которыми обладает исламский мир и которые могут принести успокоение и спасение всем народам и распутать клубок основных проблем, волнующих человечество. Серьезный подход к исламу, возможно, навсегда избавит Вас от таких проблем, как Афганистан и т.п. Мы не отделяем себя от мусульман всего мира и всегда заботимся об их судьбе». Можно сделать вывод о том, что в послании точно названы сегодняшние болевые точки России, связанные с исламом и мусульманами. В стране, являющейся одной из крупнейших в мире держав с мусульманским населением, ислам не изучается серьёзно. Медленно теряют свои позиции исламоведческие научные центры, практически прекращена подготовка высококвалифицированных научных кадров по исламу. Учебные заведения не готовят исламских специалистов с высшим образованием. Из жизни уходят известные учёные-исламоведы, а на смену им не приходит никто. Нет Афганистана, но уже который год кровоточит Чечня. Нет продуманной, всесторонне обоснованной государственной политики по отношению к исламу и мусульманским организациям, решению социально-экономических и иных проблем более чем 20 миллионов мусульман. Общество не только не знает о ценностях ислама, рассмотренных аятоллой Хомейни. Тиражируются превратные, ложные стереотипы об исламе и мусульманах, в результате чего страх перед исламом стал одним из главных в России. По мнению специалистов, в настоящее время образ мусульманина вытеснил из массового сознания такие привычные для россиян образы врага, как американец и еврей. Как минимум, пятеро из ста опрошенных москвичей считают ислам враждебной религией (Мир за неделю, № 2, 2000, стр. 9).

Выгодно ли это России, в которой 20 с лишним миллионов коренного населения являются последователями ислама? Разумеется, нет. Ведь речь идёт о национальной безопасности, об угрозе межнациональных, межконфессиональных конфликтов, о том, что оказываются оскорблёнными национальные и религиозные чувства миллионов граждан. Аятолла Хомейни писал о том, что России следует серьезно подходить к исламу, предпринять все необходимые шаги для того, чтобы понять ислам и мусульман, тиражировать в обществе высокие ценности ислама. Последние действительно могут принести успокоение и спасение обществу, поскольку содержат идеи и ценности, в которых остро нуждается российское общество. Может быть, нынешние руководители России всё же поймут необходимость этих ценностей и идей для общества? Может быть, им следует, в отличие от прежних руководителей СССР, серьезно отнестись к предостережениям и советам великого аятоллы Хомейни?

Благодарю за внимание.