БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Многоуважаемые делегаты и гости съезда!

Я благодарю Совет Ассамблеи народов России, министра национальной политики Российской Федерации Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова за предоставленную мне возможность присутствовать на вашем съезде, выступить перед вами и поделиться тем, что меня волнует. А меня волнует то же самое, что и вас, – укрепление единства России, её процветание и благополучие, мир и согласие между её народами.

Многоуважаемые делегаты и гости съезда!

Народы России являются последователями разных религий, имеют собственную материальную и духовную культуру. Такова была воля Всевышнего Аллаха. Но, как сказано в Священном Коране – Слове Аллаха, народы созданы разными для того, чтобы узнать, познать друг друга. Не воевать, не противостоять, а узнавать, познавать друг друга. Это не только делает народы богаче - взаимное познание учит уважать национальные особенности других людей, объединяться во имя общих целей. Именно это делает страну сильной и могучей, способной преодолевать любые трудности. Единство народов нашей страны было основой успехов нашей страны во всех областях, а также её воинской силы и доблести. И наша общая задача – укреплять это единство, объединять народы страны независимо от их национальной и религиозной принадлежности. К чему может привести отказ от данного принципа, показывают трагические события в сегодняшней Югославии.

Позиция мусульманского духовенства по этим событиям вполне ясна. Она изложена в официальном Заявлении Совета муфтиев России, отражена в средствах массовой информации.

Но я не случайно заговорил о событиях в Югославии. Россия, как мне представляется, должна сделать выводы из произошедшего и для своей внутренней политики в национальном и религиозном вопросах.

Мне неоднократно приходилось говорить с различных трибун о положительных изменениях в жизни мусульман нашей страны, произошедших за последние годы благодаря демократическим переменам в нашей стране. Но, как мне представляется, в вопросах, связанных с религиозной свободой, сегодня демократия в России должна выдержать серьёзный экзамен. Суть вновь возникшей проблемы заключается в следующем. Все новые мечети, о которых я говорил, открыты там, где они существовали в дооктябрьский период и первое десятилетие Советской власти. В настоящее же время во многих малых и больших населенных пунктах, где никогда не было мечетей, стали появляться мусульманские общины. Их создают мусульмане, поверившие в демократические законы. К ним за последние годы присоединились гонимые безработицей и другими социальными проблемами мусульмане – выходцы с Северного Кавказа, из Азербайджана и Средней Азии. И мы уже получили необоснованные отказы со стороны местных органов власти в регистрации общин и выделении участков для строительства мечетей. Отказывают мусульманам по разным причинам. Но чаще всего звучат следующие формулировки: «Место для строительства мечети выбрано неверно, а главное, без предварительных консультаций с представителями Православной конфессии»; «район в целом является исключительно православной территорией, и создание здесь мусульманских культовых зданий невозможно». К чему нас может привести такая постановка вопроса? Неужели мы начнём обсуждать, кому и какая территория принадлежит? Получается, что в России появилась государственная религия, без согласия которой другие религиозные объединения не могут действовать. Что же последует за отказом меньшинству людей в устройстве их религиозной жизни?

Вопросы, которые я ставлю, не риторические, и задаются они не ради красноречия. За каждым случаем игнорирования прав верующих стоят живые люди. Мне, религиозному деятелю, хорошо известно, сколь глубоко они преданы исламу. Известно и то, как остро и болезненно воспринимаются ими противозаконные действия местных чиновников.

Многоуважаемые делегаты и гости съезда!

Сказанное мною приобретает особый оттенок на фоне широко развернувшейся у нас пропаганды идей братства славянских православных народов, нового государственного образования России и Белоруссии с Югославией. Как же быть остальным гражданам страны? Если будет создан союз, то какие шаги будут предприняты по отношению к неславянским и неправославным гражданам? Неужели будет проведена этническая чистка по югославскому образцу? Неужели мусульмане России должны искать союза с мусульманскими странами, буддисты – с буддистскими, католики – с католическими? Этот список можно продолжать бесконечно.

Многоуважаемые делегаты и гости съезда!

Понимаю, что я поставил перед вами слишком много вопросов. Но они исходят из реальной жизни. Сказанное мною – это моя боль и тревога за судьбу страны, впечатления от моих многочисленных встреч с мусульманами, отражение их настроения. Будучи сознательными гражданами, они и сейчас готовы приложить максимум усилий для процветания своей страны. А от своей родины они требуют одного: уважения к их религии, религиозным чувствам, предоставления им всех прав, предусмотренных законами. Но всё это возможно лишь тогда, когда все осознают значение этого фактора для сохранения единства России. Я надеюсь, что демократия в России выдержит данный экзамен с честью, а в российском обществе чиновники научатся уважать законы и только законы. На это направлены и действия Ассамблеи народов России. Её гуманные цели призваны способствовать сохранению и укреплению единства российских народов, их культуры и традиций. А в основе этих традиций всегда были заложены терпимость, уважение религиозных и национальных особенностей. Я буду молить Аллаха способствовать вашей, столь нужной для страны, деятельности. Мир вам всем и Божье благоволение.