БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Многоуважаемые участники семинара!

Рад приветствовать вас от имени Совета муфтиев России, Духовного управления России, в стенах которого вы находитесь. Семинар был запланирован нами при активном участии международной благотворительной организации Комитет мусульман Азии из Кувейта, возглавляемой уважаемым господином Аделем аль-Фаляхом. Мы искренне благодарны Комитету и его руководителю за внимательное отношение к нуждам и проблемам российских мусульман. Одним из ярких свидетельств такого внимания стала и только что закончившаяся Международная исламская конференция «Роль мусульман в духовном возрождении России». И сегодня мы вновь совместно проводим ещё одно мероприятие, призванное, Иншаалла, существенно активизировать деятельность мусульманских организаций, заметно повысить их значимость в жизни общества.

Я понимаю, что тема нашего семинара нова и неожиданна для многих из нас. Мы сформировались, действовали и продолжаем действовать в условиях, когда понятия «закят», особенно «вакуф», упоминаются применительно к прошлому и, казалось бы, не имеют для нас практического значения. Но времена меняются, и, по нашему мнению, пришло время всерьёз подумать о том, чтобы возродить столь существенные для ислама и мусульман понятия. Мне хотелось бы очень коротко напомнить вам о том, что представляли из себя вакуфы, какое место в жизни мусульман и мусульманского общества занимал закят.

Вакуфы – это различного рода имущество, которым владели религиозные организации – мечети, медресе, ханака (обиталища) дервишей, места массового поклонения мусульман (мазары – святые места). Они включали в себя обрабатываемые земли, каналы и мельницы, ремесленные мастерские, торговые лавки, бани и т.д. Это имущество завещалось в пользу отдельными лицами и государством. Оно являлось собственностью религиозного учреждения, но его нельзя было продавать, закладывать, передавать в руки частного лица. Нередки были случаи, когда завещатель сохранял за собой право поставить отдельные условия пользования дарованным им имуществом.

Следует заметить, что вакуфное имущество было весьма значительным и занимало заметное место в экономической жизни всего общества. Так, в некоторых мусульманских государствах вакуфные земли составляли до одной четверти всех земельных площадей. Доходы от этих земель и другого вакуфного имущества шли на содержание мечетей, их служителей, медресе. Большая часть доходов расходовалась на благотворительные цели: содержание приютов для стариков, вдов, сирот и т.д.

Происхождение вакуфов относят к первым векам существования ислама, но распространенными они стали сIXXвеков. Именно эти века стали началом величайшего расцвета мусульманской культуры, когда были хорошо развиты медресе – своеобразные Академии наук, значительное число людей занималось изучением исламских и светских наук. И огромное значение для ислама имели средства, поступающие от вакуфов.

Традиции вакуфов известны на территории современной России и СНГ с незапамятных времен. Следует отметить, что и в условиях царской России они сохранили свою роль и значение. Интересен и следующий факт. Вакуфное имущество сразу после Октябрьской революции было ликвидировано. Но в начале 20-х годов Советское государство, желая вернуть политическое доверие мусульман, возвратило мусульманским организациям вакуфное имущество. Оно существовало до конца 20-х годов, а в некоторых местах и до начала массовой коллективизации, т.е. до начала 30-х годов.

Уважаемые участники конференции!

В условиях Советского государства, разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы мусульманские организации владели вакуфным имуществом. Но в настоящее время, я думаю, возникла необходимость подумать об этом. В современной России, пусть и очень медленно, но становится на твёрдую основу частная собственность на землю, заводы и фабрики, предприятия торговли и общественного питания, появляются люди, имеющие в своей собственности всё вышеперечисленное. Следовательно, появляется возможность передавать часть доходов от конкретного владения в пользование мусульманскому учреждению. Правовые основы такого шага, регулирование проблем, возникающих при этом, должны быть разработаны и постепенно внедрены в жизнь. Например, в Республике Татарстан, уже сделан первый очень существенный шаг в этом направлении. В проекте закона республики «О свободе совести и религиозных объединениях», принятом во втором чтении, предусмотрено создание вакуфного имущества. Есть, на мой взгляд, и другое решение вопроса, более приемлемое для многих регионов России. Данная проблема может быть решена на основе существующих правовых документов о благотворительной деятельности. Думаю, что все пути образования вакуфного имущества должны быть рассмотрены на нашем семинаре.

Теперь поговорим о закяте, который, как вам хорошо известно, бывает двух видов. Первый из них – закят аль-фитр. Он уплачивается в пользу нуждающихся во время Рамадана. На мой взгляд, закят аль-фитр не уходил из нашей жизни насовсем и при советском строе. Все мы знаем, что определённая часть мусульман вносила и вносит его. По исламу, этот закят должны уплачивать все мусульмане, включая детей, имеющие пищи больше, чем на одни сутки. Будет ли это делаться в полной мере, зависит от нас, служителей ислама, и на семинаре мы должны выработать пути выполнения важного требования нашей религии всеми мусульманами.

Что касается самого закята, то здесь обстоятельства складываются иначе. Закят – это милостыня, садака, уплачиваемое всеми мусульманами определённое количество (в современных условиях) от имеющегося имущества, денег, урожая, животных, продуктов и др. Его размер определён точно – 2,5% от имеющегося. Большинству населения нам придётся напоминать об этой обязанности мусульман. Они привыкли платить предусмотренные государством налоги и считают себя свободными от уплаты закята. Как же нам работать в таких условиях? Каким должно быть сочетание государственных налогов и закята? Как поступать значительной части мусульман, живущей в бедности? Как нам преодолеть все имеющиеся трудности и добиться того, чтобы мусульмане выполняли свою обязанность, определённую Аллахом? Вот проблемы, которые, как мне представляется, должны находиться в центре внимания участников семинара.

Уважаемые участники конференции!

На повестку дня нашего семинара вынесены вопросы, имеющие первостепенное значение для мусульман и их организаций в России. Если мы сумеем найти пути их успешного решения, то значительно укрепим собственную материальную базу. Это даст нам возможность заниматься благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся в более значительных масштабах, чем в настоящее время. От решения подобных вопросов во многом зависит финансовое обеспечение духовных учебных заведений, религиозных школ, издание религиозной литературы. А вышеперечисленноео, в конечном счете, влияет на авторитет ислама и мусульманских организаций в обществе. Поэтому я надеюсь на то, что наш семинар пройдёт в деловой, рабочей обстановке, разработает конструктивные предложения по выполнению серьёзной задачи, стоящей перед нами. Желаю всем вам успешной работы!