БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Ассалляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Многоуважаемые участники конференции!

Наша конференция посвящена двум зна­менательным датам – 95-летию Москов­ской Соборной мечети и 5-летию образова­ния Духовного управления мусульман Ев­ропейской части России. За 90 лет, разделя­ющих эти события, произошло немало кардинальных изменений в жизни россий­ского общества и граждан нашей страны. Упомянутые изменения коснулись и судеб российских мусульман, их религиозных ор­ганизаций. Однако мы отмечаем два юбилея, объединив их. И в этом есть глубо­кий смысл, так как именно Московская Соборная мечеть стала основой Духовного управления мусульман Евро­пейской части России.

Московская Соборная мечеть стала не первой, а второй мечетью в городе. Она была построена за очень короткий срок – всего 5 месяцев. Потомки с большой благодар­ностью и признательностью вспоминают людей, благодаря усилиям и средствам ко­торых начала действовать мечеть. Это купец первой гильдии С. Ерзин, московский мещанин С. Бакиров и касимовский купецX. Акбулатов, первый имам мечети Б. Алимов. Да будет им мир, милость Аллаха и Его благоволение!

С тридцатых годов Московская Собор­ная мечеть оставалась единственной не только в Москве. Советская власть по раз­ным причинам не расправилась с ней так, как с тысячами других мечетей, ко­торые были закрыты и отобраны у мусуль­ман. На огромной территории от Москвы до Ленинграда, Горького и Пензы, где про­живало значительное число мусульман, она осталась единственной и стала фактичес­ким центром религиозной жизни многих людей. И се­годня мы отдаём дань уважения и искрен­ней признательности всем имамам Мос­ковской Соборной мечети, которые несли свет ислама в самые тяжелые годы господ­ства атеизма, продолжали воспитывать на­селение в религиозном духе. Вот их имена: Сафа-хазрат, репрессированные Советской властью хазраты Абдульвадуд Фаттахиддин и Абдулла Сулеймани, Муса-хазрат, Халил Насриддинов, Камаретдин Салихов, Исмаил Муштарий, Ахмедзян Мустафин, Ризаутдин Басыров. Мир, милость Аллаха и Его благоволение их душам! Да пребудут их души в светлом Раю!

С началом перестройки, а затем в период демокра­тических перемен во многих городах Цент­ральной России начали возрождаться ранее действовавшие там мусульманские общи­ны. И, естественно, Московская Соборная мечеть стала основой их объединения и со­здания религиозного центра – Духовного управления мусульман Центрально-Евро­пейского региона России (ДУМЦЕР). С каждым годом число общин, входящих в Духовное управление мусульман Цент­рально-Европейского региона, увеличива­лось, расширялась их география, и сама жизнь поставила вопрос о переимено­вании данной организации, преобразовании её в Духовное управление мусульман Европейской части Рос­сии (ДУМЕР). В настоящее время в ДУМЕР входят мусульманские общины, рас­положенные в 23 регионах Европейской части Российской Федерации.

Прошедшие годы стали для Духовного управления годами становления, укрепле­ния связей с религиозными общинами, местными и федеральными органами влас­ти, установления международных связей. Нами было создано много новых общин, в том числе и там, где их никогда не было. В первый год своего существования мы открыли Высший духовный исламский колледж, первые вы­пускники которого уже возглавляют мечети в крупных городах и селах. Сейчас колледж преобразован в Московский исламский университет. Почти пять лет регулярно из­дается исламская газета. Много внимания уделяется пропаганде ислам­ских знаний в обществе. За это время нами издано около 20 книг, проведено несколько научных и богословских конференций, заседа­ний "Круглого стола". При Духовном уп­равлении работает Университет мусуль­манской культуры с филиалами в несколь­ких городах Московской области. Универ­ситет делает очень много для распростра­нения объективных знаний об исламе сре­ди последователей разных религий. Духов­ным управлением и Советом муфтиев Рос­сии проведен ряд семинаров для руководи­телей мусульманских общин, преподавате­лей духовных учебных заведений. В скором времени пройдут два очередных семинара, посвященных вакуфам и закяту, совершен­ствованию исламского просвещения и об­разования.

Многоуважаемые участники конферен­ции!

Разрешите рассказать вам, в чём мы, руководители Духовного управления му­сульман Европейской части России видим проблемы дальнейшего развития ислама. Наши оценки и выводы опираются, прежде всего, на опыт пятилетней работы ДУМЕР, те проблемы, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Но, я считаю, они в некоторых своих проявлениях присущи и другим Духовным управлениям мусуль­ман, действующим в разных регионах Рос­сии. Поэтому мы рассчитываем на то, что наши выводы и предложения будут внимательно выслушаны и обсуждены.

Кратко остановлюсь на ис­ходных для нашей деятельности позициях.

1. Возрождение ислама является частью духовного возрождения всего российского общества, всех религий, име­ющих последователей в нашей стране. Более тридцати мусуль­манских народов различной численности, живущих на территории России, являются её исконными жителями. Их судьбы тесно переплетены с судьбами остальных народов. Население Рос­сии имеет общие цели, благополучие од­них людей связано с состоянием других. Поэтому будущее страны, её успехи в полной мере зависят от единства всех российских граждан, независимо от их ре­лигиозной и национальной принадлежнос­ти. И мы, мусульманские деятели, обязаны делать всё, зависящее от нас для укрепления этого единства.

2. Наша конференция посвящена юбилеям Московской Соборной мечети и ДУМЕР. Но, когда мы определяем задачи на будущее, в наших планах незримо присутствует и третья дата, о которой мы обязаны по­мнить. Это - приближающиеся конец века, тысячелетия и начало нового века и нового тысячелетия. Всевышний Аллах учит нас, мусульман, жить, учиться и трудиться с учётом будущих перемен, готовиться к грядущим изменениям в жизни общества и личности: "О те, которые уверовали! Бой­тесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она уготовала на завтра" (59:18). И на нас, служителях ислама, лежит высочайшая от­ветственность – помочь мусульманам подготовиться к жизни в новом веке, обрести чувство уверенности, найти своё достойное место в новых условиях, в быстро меняющемся мире, и помочь им, исходя из учения Священного Корана, в котором сказано: "Аллах не изменит ваше положение до тех пор, пока вы сами не измените себя".

3. За последние десять лет, благодаря воле Всевышнего Аллаха и переменам в общест­венной жизни, нам, российским мусульма­нам, нашим религиозным организациям удалось многого достичь. Отреставрированы возвращённые и существующие мечети, постро­ены заново тысячи мечетей. При многих из них действуют религиозные школы для де­тей и взрослых. Открыто множество духов­ных учебных заведений по подготовке слу­жителей ислама. Издаются исламская лите­ратура, ряд газет, выходят радио- и телепередачи об исламе

Но сводится ли понятие "возрождение ислама" только к этим благодатным для мусульман изменениям в религиозной жизни? Можно ли и (самое главное), нужно ли сводить возрождение ислама к количественным показа­телям, не задумываясь над тем, как оно сказалось на духовном состоянии общест­ва, мусульман?

Пришло время, когда надо задуматься над тем, как сохранить высокий интерес к исламу, который наблюдается повсемест­но, у представителей практически всех слоёв населения. Пора обдуманно ответить на следующий вопрос: какую цель мы ставим, возрождая ислам, какую духовность мы намерены воз­родить? Мы, мусульманские деятели, должны четко осознать, что живем в свет­ском многонациональном и поликонфес­сиональном государстве, в условиях, когда церковь отделена от государства, а школа - от церкви. В государстве, руководствую­щемся исключительно светскими правовы­ми нормами, мусульмане, при всём их же­лании, не смогут строить свою жизнь только на основе мусульманского права. И мы должны добиваться нейтрализации тех сил, которые под прикрытием религи­озных лозунгов ведут экстремистскую, ра­дикальную линию. Речь может идти лишь о возрождении исламской духовности, ко­торая помогала мусульманам успешно жить и трудиться в различных общественно-полити­ческих формациях и ситуациях, выжить и сохра­нить свою религию в условиях господства государственного атеизма и богоборчества. Духовности, благодаря которой среди рос­сийских мусульман в значительно меньшей степени, по сравнению с последователями других религий, распространены страшные пороки современного века: алкоголизм, наркомания, преступ­ность. Духовности, благодаря которой сре­ди мусульман, по сравнению с последователями других религий, меньше нищих, сирот и брошенных стариков, раз­водов, пустующих земель и домов, выше рождаемость, больше людей, надеющихся только на помощь Аллаха и на себя и ус­пешно удовлетворяющих свои потребнос­ти. Духовности, позволившей мусульманам многие века прожить в мире и согласии со своими соседями, исповедующими другие религии, прежде всего - с православными. Духовности, которая, безусловно, поможет им найти себя в новых демо­кратических условиях, жить и трудиться в многонациональном и поликонфессио­нальном сообществе, каковыми являются Россия и весь мир. Именно в этом направлении должна преобразовы­ваться духовная жизнь мусульман. Необхо­димо возрождать души людей, духовную жизнь больших и малых сообществ. Жизнь мусульман должна стать чище и целомуд­реннее, будучи устремленной к духовным ценностям.

Многоуважаемые участники конферен­ции!

Куда мы поведём с собой мусульман: на­зад, к образу жизни доXIXвека, или впе­ред, кXXIвеку, до которого остаётся всего лишь несколько сот дней? Это - первоочередные вопросы, на которые мы должны ответить сообща, выработать об­щую линию по ним, действовать вместе для её реализации. Вопросы эти - не праздные. Му­сульманское духовенство нашей страны должно всерьёз задуматься о будущем ислама, о собственной ответственности за будущее народа. Учение ислама, исторический опыт мусульманских народов дают нам возмож­ность уверенно найти своё место в совре­менной России, где происходят бурные из­менения во всех областях общественной и личной жизни.

Напомню, что вопросы о том, в каком направлении пойдет развитие ислама, стояли перед мусульманами и их на­ставниками и более лет назад, когда в России стали развиваться капита­листические отношения. Тогда мусульманское духовенство нашло в себе силу и смелость ответить на вызов времени, пропагандировать исламские ценности, со­ответствующие изменившимся условиям.

Нельзя забывать о том, что, сегодня в России уже действуют силы, которые дают ответ на постав­ленные самой жизнью вопросы с иных позиций, чем мы с ва­ми. Выход из кризисной ситуации в рос­сийском обществе они видят в создании исламского государства, в господстве норм шариата во всех областях жизни, отказе от того, что привнесено современностью в жизнь мусульман. И если мы не по­ведём мусульман, то их поведут эти силы, которым непонятны и чужды процессы, происходящие в обществе. Силы, которые хотели бы повернуть историю вспять, отбросить нас назад, к прошлым векам.

Сказанное мною - не предположение, а суровая реальность, вызов, на который мы обязаны ответить без промед­ления, но спокойно и уверенно, не делая ошибок. Ведь речь идёт о наших с вами согражданах, людях, я надеюсь, искренних в своём понимании ислама. Но их понима­ние ислама, к сожалению, часто направле­но на деление мусульман на "настоящих" и "ненастоящих", "чистых" и "нечис­тых", на то, чтобы противопоставлять мусульман последователям других религий. Надо ли подчёркивать, насколько опасна и губительна подобная идея для самих мусульман, России, граж­данского согласия и мира в обществе?

Вы, разумеется, поняли, что я имею в виду тех, кто ратует за развитие ислама реакционно-радикальным путем, лю­дей, которые называют себя ваххабитами. Но мне хотелось бы подчеркнуть следующее. Необходимо помнить о наличии в общест­ве серьезных причин экономического, социального и духовного характера, вызвав­ших подобные настроения. И о пре­одолении, сведении к минимуму таких причин обязаны заботиться все те, кому это положено. Нас же, религиозных дея­телей, должно волновать, в первую очередь, то, что радикализм и нетер­пимость имеют тенденцию к дальнейшему распространению. Сегодня о них нельзя говорить как о явлении, характерном толь­ко для Северного Кавказа. Он пусть медленно, но приобретает сторонников и в центральных районах нашей страны. И нам совместно надо думать о мерах, направлен­ных на то, чтобы этот радикализм посте­пенно сошел на нет, не находя новых сторонников. По мнению исследо­вателей, такой вариант не исключается.

В преодолении кри­зисного состояния общества, противостоя­нии радикальным течениям мы видим одно из основных направлений сотрудничества мусульманских организаций и органов власти.

Многоуважаемые участники встречи!

Я постарался раскрыть огромный нравственный потен­циал ислама, то духовное богатство, ко­торое может дать мусульманам и всему об­ществу обращение к учению ислама. К со­жалению, это богатство нередко остается недоступным для самих мусульман, не говоря уже о последователях других религий. И мы, руководители Духовных управлений, обязаны открыто и честно признать, что причина данной проблемы кроется в нас самих, низком уровне богословской и свет­ской подготовки имамов мечетей.

Духовное управление мусульман Евро­пейской части России разрабатывает ком­плексную, программу, направленную на решение кадрового вопроса, рассчитанную на многие годы. Все мы – и религиозные организации, и органы власти – должны быть заинтересованы в решении проблемы кадров мусульманского духовенства.

Мусульманские организации не в полной мере воспользовались возможностями, от­крывшимися перед ними с началом демо­кратических преобразований. Мы не стали заметной силой в политической, общественной, духовной жизни общества.

Первопричину возникновения данной проблемы следует искать в раздроб­ленности мусульманских организаций после распада Советско­го Союза. Мы не предлагаем образовать единое для России Духовное управление мусульман, поскольку понимаем, что в настоящее время не может быть и речи о создании такого управления. Мы должны совместно рабо­тать, сотрудничать в органе, который коор­динирует деятельность существующих Ду­ховных управлений по ряду важных на­правлений власти. В одиночку ни одна из проблем российских мусульман не может быть решена.

Регламент не позволил мне раскрыть все вопросы, которые нас волнуют. Я надеюсь, что в выступлениях участников конферен­ции они будут всесторонне освещены и рассмотрены.

Благодарю за внимание. Вас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.