Я считаю, что для нас, руководителей Духовных управлений мусульман, нет более актуальной и важной проблемы, чем указанная в заголовке. Мы потратили огромные усилия на создание духовных учебных заведений, они и теперь отнимают у нас много времени, сил и средств.

К сожалению, мы создавали духовные учебные заведения, можно сказать, с нуля. В течение всего периода существования Советской власти на территории Российской Федерации не было ни одного духовного учебного заведения. Все образованные богословы и имамы были физически уничтожены. Мусульманские народы вынужденно перешли от арабской к латинской, а затем и к современной графике. Таким образом, большинство мусульман потеряло возможность читать уникальную дореволюционную мусульманскую литературу. Полностью прекратились подготовка и выпуск религиозных изданий, практически перестала существовать богословская мысль.

Всё это не могло не отразиться на деятельности созданных нами духовных учебных заведений. Они начали действовать, не имея ни программ, ни учебников, ни подготовленных преподавателей. Нет их и сейчас. Не секрет, что наши студенты учатся по дореволюционным или написанным иностранными авторами книгам, не всегда соответствующим мировоззрению российских мусульман, не учитывающих реальности, в которой они живут. Значительную часть религиозных предметов также преподают иностранцы. Очевидно, что так продолжаться не может. Духовные учебные заведения определяют будущее ислама и мусульман России. И нам нужны учебные планы, программы, которые учитывали бы изменившееся сознание наших мусульман, российскую действительность, в которой мы живём и будем жить. По каждой из программ необходимо иметь учебник для слушателей, книгу для учителя и хрестоматию, содержащую отрывки из Корана, хадисов, трудов богословов и другие религиозные тексты. Это - минимум, без которого не может существовать ни одно учебное заведение.

Сегодня нам предстоит подумать о том, как добиться наличичя данного минимума. Речь идёт о создании программы учебного заведения, то есть, об содержании образования в целом. Затем следует определить светские и религиозные предметы, которые будут её реализовывать. По каждому из предметов надо создать программы и учебные пособия к ним. Даже если мы возьмём на себя ответственность только за религиозные предметы, это уже очень много. Есть ли среди нас Духовное управление и муфтий, которые самостоятельно, без участия других, смогут решить эту задачу? То есть, сможет создать учебный план, программы и необходимые учебники для средних и высших духовных учебных заведений, религиозных школ при медресе? Под силу ли всё это одному управлению? Может быть, имеет смысл создать три группы, состоящие из представителей разных управлений. Их могут возглавить муфтии, которые пригласят для сотрудничества богословов и учёных. Каждая из групп должна разработать учебный план и программу, создать необходимые пособия для одного вида учебного заведения. Возможны и другие варианты. Важно одно: наши учебные заведения должны действовать на основе современных программ и учебников, рассчитанных на подготовку служителей ислама, которые будут работать в России, среди российских мусульман. По такому же принципу должны быть обеспечены и религиозные школы при мечетях. Как добиться этого на практике? Какие действия мы должны предпринять? Каким образом мы будем решать проблемы с оплатой труда авторских коллективов, за счёт чего будем издавать подготовленные работы и распространять их? Давайте обсудим эти и другие вопросы, которые неизбежно возникнут, когда мы начнём действовать.