БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Многоуважаемый президент Кабардино-Балкарской республики господин Коков!

Многоуважаемые участники научной конференции!

Тема нашей конференции – «Ислам – религия мира». Эти слова, на мой взгляд, очень коротко и ёмко отражают суть ислама. В них скрыты содержание его догматики и культа, учения о смысле земного существования человека. Вот почему я решил в первую очередь коротко остановиться именно на этом.

В лексиконе Священного Корана – Слова Аллаха – есть несколько слов (понятий), являющиеся наиболее важными, ключевыми для понимания ислама. Вот эти слова: Аллах, дин (вера) и молитва, Судный день и Рай, добро и милосердие, пророки и посланники, знание и невежество и т.д. Слово «салям» – «мир» из этого числа. «Салям» – это слово, в котором сформулирована суть учения ислама о человеческих отношениях.

Сам Всевышний Аллах учил своего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) обращаться к первым мусульманам, первым уверовавшим в Него, со словами «Мир вам» (6:54). «Мир», по исламу, это не только согласие, отсутствие вражды, ссоры или войны между людьми, спокойствие и тишина. Нет, значение данного понятия гораздо шире. Мусульмане, обмениваясь приветствием «салям аляйкум – алейкум салям», желают друг другу, прежде всего, жить в мире и согласии с самим собой, со своей совестью. А это, в свою очередь, предполагает согласие и гармонию в отношениях между человеком и его Создателем, Всевышним Аллахом. Именно в этом смысл Божьего указания, содержащегося в 61-м аяте 24-й суры Священного Корана: «А когда вы войдете в дома, то приветствуйте друг друга приветствием от Аллаха, благословенным, благим».

Да, ислам – религия мира. Священный Коран обеспечивает мир между последователями разных религий, между верующими и неверующими. Ислам снимает напряжённость между различными народами – носителями разных культур, призывая с уважением относиться к обычаям и традициям других народов. Ислам вносит мир и покой между членами семьи, а также между соседями и знакомыми. Ислам требует от своих последователей проявлять терпимость и терпение в отношениях с другими людьми, не доводить ссоры и споры до разрыва и противостояния. И всё это - потому, как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что «Аллах это и есть мир».

Я уверен, что сказанное выше не является для вас чем-то новым. Миролюбивый характер ислама хорошо известен нам, мусульманам, признан последователями других религий, общественными и государственными деятелями, представителями науки. Но мы, российские мусульмане, особенно живущие за пределами своих республик, часто слышим и читаем утверждения о нашей религии, абсолютно не соответствующие истине. Ложные утверждения об исламе, попытки представить его как религию, несущую фанатизм и враждебное отношение к последователям других конфессий, являющуюся источником консерватизма, и ранее встречались в средствах массовой информации. Но серьёзные нападки на ислам усилились в связи с последними событиями в Дагестане и Чечне. Бандитов зачастую обобщенно называют «исламистами», т.е. последователями ислама, «ваххабистами». У читателей и слушателей формируется впечатление о том, что ислам не только допускает террор, но и призывает к насилию, требует от своих последователей безоговорочно игнорировать современность и жить по нормам времени возникновения ислама. Отдельные средства массовой информации рассматривают действия террористов в тесной связи с их религиозной принадлежностью, преподносят терроризм как нечто характерное для мусульманских народов, особенно - чеченцев.

Нападками на ислам, к сожалению, в нашей стране никого не увидишь. Наше Духовное управление мусульман с момента своего создания стремится противостоять различного рода измышлениям о нашей религии, по возможности - влиять на умонастроения государственных и общественных деятелей, журналистов, пропагандировать сведения об исламе, соответствующие истине. Эту сторону нашей деятельности можно показать на примере функционирования Духовного управления мусульман за последние месяцы. В разгар антиисламской кампании нам удалось встретиться с председателем Правительства страны В. Путиным и министром внутренних дел В. Рушайло, организовать встречу с руководителей Духовных управлений мусульман республик Северного Кавказа главой Правительства. И если из уст главы Правительства и министра внутренних дел России прозвучала чёткая мысль о том, что терроризм и ислам не имеют ничего общего между собой, то здесь мы видим уже конкретный результат этих встреч.

В наших выступлениях, официальном заявлении в связи с террористическими актами в Буйнакске, Москве и Волгодонске мы указали на то, что первопричину появления радикальных течений в исламе следует искать не в религиозном учении, а в социальных неурядицах, нищете и бесправии масс при всесилии чиновников, ломке традиционных устоев, отсутствии возможности быть услышанными в органах власти, найти себе применение в обществе. Мы обратились к органам власти, средствам массовой информации со следующей просьбой: воздерживаться от распространения информации, способной привести к разжиганию межнациональной и межрелигиозной вражды, вызвать недоверие к представителям крупнейшей после православия религии в России, насчитывающей более 20 миллионов последователей.

Духовное управление мусульман Европейской части России действует не в национальной республике, коренное население которой исповедует ислам. Вероятно, именно поэтому мы острее переживаем ситуацию с исламом, сложившуюся в России. Нападки на ислам, неверное освещение учения нашей религии и жизни мусульман в средствах массовой информации – только одна из граней этой ситуации. То же самое мы можем сказать и об учебниках для вузов и школ, действующих по одобрению Министерства образования страны. Всё вышеперечисленное вызывает тревогу, поскольку отрицательно влияет на умы людей, подрастающего поколения, вызывает недоверие к мусульманам и необоснованный страх перед ними. Мы ощущаем это в связи с трудностями, возникающими при регистрации мусульманских общин, возведении мечетей в центральных, северных и восточных районах страны. Трудности эти настолько серьёзны, что нам пришлось обратиться со специальным письмом к Президенту Российской Федерации. К сожалению, и после этого дела двигаются очень медленно.

Но вышесказанным проблемы ислама в России не исчерпываются. Разумеется, мы вправе предъявлять претензии и органам власти, и органам образования, и средствам информации. Но, на мой взгляд, если мы хотим добра исламу и мусульманам, то должны в первую очередь предъявлять претензии к себе – служителям ислама, Духовным управлениям мусульман и их руководителям. Мы должны честно и откровенно признать, что далеко не полностью использовали возможности, открывшиеся перед нами благодаря демократическим переменам в обществе, изменившемуся отношению властей к религии, удовлетворению религиозных потребностей граждан. Ислам и мусульманские организации не приобрели в современном обществе силу и авторитет, которые соответствовали бы численности мусульман в стране, влиянию ислама на мысли и поведение мусульман. Да, нам удалось многократно увеличить количество мечетей, создать религиозные школы и духовные учебные заведения, организовать массовое паломничество в Мекку и Медину. Значение этой работы для возрождения ислама невозможно переоценить. Но всё вышеперечисленное - не только наша заслуга: давайте не будем забывать о том, что таких важных количественных показателей мы добились при активной помощи и поддержке властей, хозяйственных руководителей, многих заинтересованных учреждений и лиц.

Главное упущение руководителей мусульманских организаций я вижу в том, что многие из нас свели возрождение ислама к количественным показателям, о чём я говорил выше. А ведь действующие мечети, религиозные учебные заведения являются всего лишь средствами возрождения, а не самим возрождением ислама. Возрождение ислама – это, прежде всего, приближение всё большего количества людей к Аллаху, формирование у них осознанного желания жить в соответствии с Его заповедями, чувствовать ответственность перед Ним за свои поступки и деяния. Возрождение ислама – это приоритет нравственных начал, улучшение моральной атмосферы в обществе и семье, отношениях между людьми. Возрождение ислама – это восстановление высокой духовности, которая будет способствовать успешной адаптации мусульман к принципиально новым условиям демократического, рыночного общества, к жизни в многонациональном и многорелигиозном мире - духовности, которая укрепит семью, отношения между поколениями, сократит разводы, не допустит того, чтобы дети оставались без родителей, а пожилые люди - без внимания и ухода. Духовности, благодаря которой мусульмане будут менее подвержены порокам современного общества: алкоголизму и наркомании, различным видам преступности. Духовности, которая учит терпению и терпимости, уважительному отношению к иным религиям и культурам, традициям и обычаям.

Хочу ещё раз повторить: мечети, религиозные учебные заведения сами по себе не смогут формировать такую духовность. Мечеть – это всего лишь здание, а духовность формирует продуманная со всех позиций проповедь имама, его умная беседа с верующими. Высокую духовность формирует умная, доступно написанная книга и статья об исламе, радио– и телевизионная передача. Высокая духовность немыслима без соответствующей учебной программы, учебных и методических пособий. Всё это, в свою очередь, предполагает наличие хорошо подготовленных богословов, тесный союз религиозных организаций с учёными. К сожалению, мы не имеем всего вышеперечисленного. Да, далеко не всегда мы виновны в этом. Достаточно упомянуть о том, что в течение нескольких десятилетий в России не было ни одного духовного учебного заведения, где готовили бы служителей ислама. Мы можем привести много других аргументов для самооправдания. Но от этого, уважаемые участники конференции, вопросы, которые ставит перед нами жизнь, не перестают быть менее актуальными. Отвечает ли наша деятельность ожиданиям современных мусульман, их высокому общеобразовательному уровню, жизненному опыту? Долго ли они будут удовлетворяться тем, что мы, служители религии, зачастую сводим ислам к нескольким обрядам и ничего, кроме исполнения обрядов, не можем предложить им? Куда и в каком направлении мы ведём мусульман?

Почему я ставлю вопросы столь остро? Прежде всего, потому, что если мы сами не поставим их и откровенно на них не ответим, за нас это вскоре сделают другие люди, которые придут на наше место. Кроме того, давайте помнить и о том, что стало первопричиной, основой возрождения ислама. Демократические перемены в обществе дали людям возможность открыто проявлять своё отношение к религии. Эти перемены быстро подняли на поверхность отношение к исламу как к высшей национальной и духовной ценности, существующее веками в сознании мусульманских народов. Буквально у всех слоев населения стал проявляться повышенный интерес ко всему, связанному с исламом, но особенно - к его высоким нравственно-этическим ценностям, мусульманской культуре. Результатом всех перечисленных явлений стало множество вновь построенных мечетей и увеличение числа верующих, соблюдение обрядов и традиций ислама. Во всём этом, хотелось бы признаться, не так уж и много наших заслуг. По крайней мере, не мы одни участвовали и участвуем в возрождении ислама. Мы, можно сказать, получили всё это почти в готовом виде. Но именно от нас зависит следующее: сохранится ли этот интерес, больше или меньше станет людей в мечетях, не опустеют ли они в сравнительно недалёком будущем.

Современное положение ислама в России и пути его дальнейшего развития – это проблема для обсуждения на многих конференциях, подобных нашей. Только открыто обсуждая их, мы сможем найти ответы, которые приведут к укреплению позиций российского ислама в обществе

Ислам – религия, нацеленная на завтра, постоянно заботящаяся о подготовке своих последователей к жизни в близком и отдаленном будущем. Поэтому наши усилия должны быть направлены на то, чтобы помочь мусульманам уверенно чувствовать себя в России, идущей по пути демократических и рыночных отношений. Это будущее нам предстоит строить самостоятельно, совместно с другими народами нашей страны. Россия – наша Родина, иной Родины у нас нет и не будет. И мы, мусульмане, заинтересованы в её благополучии и расцвете, в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального согласия, дружеских отношений с последователями других религий.

Попытки отдельных религиозных групп и лидеров повернуть вспять историю и построить исламское государство, добиться выполнения норм шариата в полном объёме, отказаться от изменений, внесенных в ислам самой жизнью, не отвечают интересам мусульман России. Губительна для страны также их попытка делить мусульман на «настоящих», «чистых» и «нечистых», противопоставлять их представителям других религий, в первую очередь - христианства. И общей задачей всех мусульманских организаций России является активное противостояние радикалам и радикальным течениям, а также любым проявлениям экстремизма.

Задачи, стоящие перед мусульманскими организациями, могут успешно выполняться лишь при соблюдении следующего условия. Все Духовные управления мусульман должны объединить свои усилия для решения нескольких важных для всех задач. Перечислю некоторые из них: совершенствование подготовки и переподготовки служителей ислама; определение и направление содержания современной религиозной пропаганды, оказание помощи имамам в проповеднической деятельности; издание религиозной литературы, отвечающей потребностям российских мусульман; выпуск общероссийских изданий: газеты и журнала, рассчитанного на имамов мечетей, преподавателей и студентов духовных учебных заведений; тесная связь и активное сотрудничество религиозных деятелей, представителей науки и культуры. Нам необходимо создать Конгресс мусульманской интеллигенции, в который могли бы войти учёные, писатели, знаменитые артисты и художники, общественные и политические деятели. И тогда мы, религиозные деятели, не были бы одинокими, делая важное заявление от имени мусульман страны. Наше слово было бы услышано и руководством, и обществом.

Впропаганде исламских ценностей, противостоянии ложным стереотипам, утвердившимся в российском обществе, большую роль может сыграть приближающееся 1400-летие начала распространения ислама в России. Необходимо принять решение о праздновании этой даты на общероссийском уровне.

Благодарю за внимание.