БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Многоуважаемые братья, мусульмане Азербайджана и Кавказа! Дорогие деле­гаты съезда, участники конференции!

Мне доставляет искреннюю радость тот факт, что я нахожусь среди вас, имею возмож­ность передать вам самые добрые, идущие от сердца пожелания здоровья и успехов от мусульман России. Приношу сердечную благодарность Оргко­митету и лично главе Высшего религиоз­ного Совета народов Кавказа, председа­телю Управления мусульман Кавказа шейхуль-исламу Аллахшукюру Паша-Заде за приглашение на конференцию, предостав­ление мне возможности выступить перед её участ­никами.

Проблема, вынесенная на обсуждение конференции, на мой взгляд, имеет исклю­чительное значение не только для мусульман Азербайджана, но и для нас, россиян. Наша страна переживает период социально-экономических и политических перемен, которые призваны коренным образом изме­нить существовавший строй. С большими трудностями, общественными потрясени­ями в экономическую жизнь общества вхо­дят рыночные отношения, демократизиру­ются все сферы жизнедеятельности. Как в этой ситуации вести себя мусульманам, насколько учение нашей религии вписыва­ется в принципиально новые требования, выдвигаемые быстро и динамично раз­вивающейся жизнью? От продуманного поиска ответов на эти и другие вопросы, которые возникают перед мусульманами, зависит их социальное самочувствие, возможность для них найти своё место в обществе. Вопросы эти не оставляют без внимания Совет муф­тиев России, ДУМЦЕР, имамы мечетей, к ним мы привлекаем внимание учёных-религиоведов, с которыми работаем в тес­ном контакте.

Дорогие участники конференции, разрешите поделиться с вами своими размыш­лениями на этот счет. Но хотел бы сразу уточнить: возможен, как мне кажется, двоякий подход к религиозно-нравствен­ным ценностям. Один из вариантов такого подхода может заклю­чаться в том, что мы берём конкретные этические ценности, присутствующие в ис­ламе, и рассматриваем их сквозь призму современности. Священный Коран и нашего хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) содержат множест­во ценностей, являющихся вечными для челове­чества. Их можно перечислять бесконечно. Но возможен и другой подход. Современ­ный мусульманин, находясь в поиске соб­ственного места в быстро меняющемся мире, хотел бы сопоставить ценности сво­ей религии с тем, что предлагает ему общест­во. Для него важно, не теряя себя, оставаясь в исламе, быть современным чело­веком, уверенно чувствовать себя в новых условиях. Поэтому сегодня, я считаю, нравственные ценности ислама следует рассматривать в единстве, как цельное учение о смысле земного существования человека. Как нам представляется, в наши дни актуален именно такой подход.

Пусть вас не удивит, что я начну с дале­кого прошлого, с исторических фактов, ко­торые вам хорошо известны. Но, как мне кажется, они содер­жат ответ на вопрос о том, насколько религиозно-нравственные ценности ис­лама будут востребованы современнос­тью.

Итак, 610 год. Возникает первая му­сульманская община, состоящая все­го из нескольких человек. К 632 году, к моменту ухода из земной жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и при­ветствует), численность мусульман дос­тигает 100 тысяч. Спустя ещё 100 лет ис­лам стали исповедовать миллионы людей, живущих от Гибралтара до восточного Китая. В настоящее время мусульманами яв­ляются 1 миллиард 300 миллионов чело­век. Это - люди разно­го цвета кожи, говорящие на сотнях языков и наречий, живущие в разных странах. Известно также следующее – численность мусульман растет и за счёт последовате­лей других религий. Самое главное заключается в том, что по­следователи ислама живут в различных социальных условиях, в странах, экономи­ческий и политический строй которых рез­ко отличаются друг от друга. Причем жи­вут они, чувствуя себя уверенно, яв­ляясь активной частью населения, не входя в конфликты ни с существующими порядками, ни с последователями других религий. Благодаря каким особенностям учения ислама, его нравственным ценнос­тям им это удаётся? Какие черты ислама при­влекают людей, воспитанных в традициях других религий, немусульманской куль­туры? Постараюсь очень коротко, в силу своих возможностей и с учетом требова­ний регламента, ответить на данный вопрос.

Сердцевину нравственного учения ис­лама занимает земной человек, со своими недостатками и достоинствами, чувствующий себя в земной жизни весьма уверенно - человек, который всегда мо­жет надеяться на помощь и поддержку своего Создателя; все свои помыслы и деяния он должен подчинить лишь одному – ожиданию вечной, потусторонней жиз­ни. Да, в исламе придаётся первостепенное значение тому, чтобы заслужить "награду будущей жиз­ни"- Рай, так сказано в Священном Коране. Вопрос в дру­гом – как заслужить эту награду от Всевышнего? Мы можем увидеть, как Создатель даёт возможность человеку своими зем­ными делами заслужить Свою милость и благосклонность.

Обратимся к учению Священного Корана о человеке, смысле его существования. Вспомним историю создания прародите­лей наших Адама и Хавы, первые их шаги в земной жизни. Как известно, вскоре пос­ле сотворения они пали жертвой козней Шайтана и нарушили запрет Божий. За это они были изгнаны из Рая, но при этом Аллах Милостивый не переложил грех пра­родителей на их потомков, то есть - на нас. Адама, ослушавшегося и сбившегося с пути, Все­вышний "простил... и повел прямым ис­тинным путем". В этом я вижу дальнейшее воплощение замысла Аллаха, сотворившего человека своим наместником на земле. Да, именно наместником, т.е. от­ветственным перед Аллахом за всё, что есть и происходит на земле. Быть намест­ником Аллаха – не только высшая честь, но и доверие, которое человек должен оп­равдывать своими земными делами, отно­шением к своей жизни. Он не должен быть безучастным.

Обратимся к Священному Корану, в од­ном из аятов которого чётко и определён­но сказано: "И стремись в том, что даро­вал тебе Аллах, к жилью последнему. Не забывай своего удела в этом мире и бла­годетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах..."

Аллах, сотворив Адама, дал ему, а через него - всему человечеству, следующий наказ: "не стре­мись к порче на земле. Аллах не любит сеющих порчу на земле". Следовательно, человек обязан заботиться об окружаю­щей его природе, сохранять и приумно­жать те блага, которые дарованы ему свыше, чувствовать собственную ответственность за них. На мой взгляд, такое понимание земной жизни се­годня, как никогда, способно оказать ог­ромную духовную поддержку мусульма­нам. Ведь новые жизненные условия тре­буют от нас самостоятельности, умения брать на себя ответственность, не сда­ваться перед жизненными трудностями, которые выпадают в довольно больших до­зах на нашу долю. Аллах требует от мусуль­ман не бояться сложностей, не ожидать помощи от окружающих людей.

Творец отдаёт предпочтение тем мусульманам, которые усердны в своем же­лании преодолевать трудно­сти,возникающие на их жизненном пути, действуют, думая о своём близком и отдаленном будущем. Вот что об этом сказано в Священном Коране: "Действуй­те, и увидит ваше дело Аллах и посланник Его и верующие!.. И Он сообщит вам то, что вы делали"; "Не равняются сидящие из верующих и усердствующие на пути Ал­лаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах усердствующим своим имущес­твом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а усердствующим дал преимущество пе­ред сидящими в награде"; "О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше".

Однако, как показывает, например, рос­сийская действительность, горячее желание изменить свою жизнь к лучшему не всегда приводит к желаемым ре­зультатам. Более того, по независящим от человека причинам его жизнь может резко ухудшиться. Не отдельные люди, а миллионы россиян, например, уже второй месяц находятся в таком поло­жении из-за кризиса, неожиданно разра­зившегося 17 августа. Не застрахованы мы от подобных неприятностей и в будущем - от различных напастей и бед, потерь и потрясений. И в подобных ситуациях на помощь мусульманам вновь могут прий­ти те аспекты учения ислама, которые вос­питывают в человеке терпение, рассматривают это качество как важнейшую мусульманскую добродетель: "Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в иму­ществе и душах и плодах, – и обрадуй терпеливых, – тех, которые, когда их по­стигнет бедствие, говорят: "Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему мы воз­вращаемся!" Но терпение мусульманина - не от его слабости, а, наоборот, от твердости, решимости изменить положе­ние к лучшему. Ислам рассматривает терпение не как пассивное созерцание, а как состояние, необходимое для подготовки активных действий: "Вы будете испытаны и в ваших имуществах и в вас самих, и вы услышите много обиды. А если вы будете терпеливы и богобоязненны, то это из твердости в делах". Примером же для нас должны служить наш Пророк (да благосло­вит его Аллах и приветствует) и другие посланники Божьи: "Терпи же, как терпели обладатели твердости из посланников".

Мусульманину ни при каких жизненных обстоятельствах нельзя терять самоуваже­ние, проявлять слабоволие. Как сказано в Священном Коране, "кто богат, пусть бу­дет воздержан, а кто беден, пусть ест с до­стоинством".

Последователь ислама никогда не дол­жен терять надежду на лучшее будущее, поскольку Аллах слышит его, знает о его бедах и обязательно придёт на помощь. Аллах говорит, обращаясь к каж­дому из нас: "О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встре­тишь Его..."; "Зовите Меня, Я отвечу вам". Но он приходит на помощь к тем, кто направляет свои усилия и энергию к тому, чтобы изменить своё положение к лучшему, добиться ус­пеха в жизни. В Священном Коране по этому поводу говорится следующее: "Ал­лах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними". Если человеку плохо живётся на земле, ему не удаётся достигнуть успеха и благополучия при условии, что он здоров, то он должен винить только самого себя, а не искать ви­новных на стороне. Исключение составляют лишь слабые мужчины, женщины и дети, которые, по словам Священного Корана, "не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах; ведь Аллах – извиняющий и проща­ющий".

Но при этом важно помнить следующий ас­пект учения ислама о человеке. Аллах говорит лишь о том, чтобы человек реализовал в жизни именно то, на что он способен, на что у него хватает сил, и не требует от него ничего лишнего. Все, что человек приобрёл, исходя из своих воз­можностей, и будет «выступать» за или против него. Священный Коран говорит так: "По делам своим судимы будете". Ислам не требует от человека ничего сверх того, что он может, – подвигов, подвижничества, отказа от самого себя. Нет в исламе и коллективной ответственности – каждый человек от­вечает за себя, каждая душа несет груз своих поступков и никогда не понесёт ношу другой души. Но никто не сможет снять с себя собственную ношу, поскольку является заложником своих земных дел. Поэтому человек не должен жить одним днём, он обязан постоянно думать о будущем - земном и потустороннем. Самим Аллахом человек обязывается думать о зав­трашнем дне, который будет отличаться от сегодняшнего.

Таким образом, сердцевину учения ис­лама о человеке составляет идея о его ответственности за свою земную жизнь и воздаянии за неё. Однако эта идея не отнимает у человека самостоятельности и инициативы, а наоборот, придаёт ему уверенность, заставляет чувствовать от­ветственность, учит не перекладывать собственные не­удачи на других. В Священном Коране не раз подчёркивается мысль о том, что добро и зло творятся человеком не для Аллаха, а для самого себя. "Если вы тво­рите добро, – сказано в Священном Ко­ране, – то вы творите для самих себя, а если зло, то для себя же"; "Кто идёт прямым путем, тот идёт для самого себя, а кто заблуждается, тот заблуждается во вред самому себе". Ответчик за добро и зло – прежде всего, душа человека. Она - от Аллаха, и возвращается к нему. Делать что-то для её блага – значит, поступать во имя Господа, совершать что-то против неё –значит, делать противное Аллаху. Как сказано в Священном Коране: "Кто делает благо – для своей души; а кто делает зло – против неё. Потом к вашему Господу вы будете возвращены".

Аллах – Всезнающ, Всеведущ, Ему известно всё о челове­ческой жизни. Он с участием наблюдает за человеком. Бог любит Своё творение, пе­реживает за него, стремится удержать его от дурных поступков, волнуется за него и стремится помочь ему. Прежде всего, Он - Покровитель, Помощник и Заступ­ник. Аллах "удерживает от мер­зости, гнусного и преступления". Несмот­ря на все слабости и недостатки людей, "Аллах – тот, который благословляет вас, и ангелы Его, – чтобы вывести вас из мрака к свету", "посылает Он над вами хранителей" и "желает будущего" челове­ку. Аллах прощает мелкие прегрешения, встречающиеся в повседневной жизни че­ловека: "Аллах воздаёт тем, которые со­вершили добро, благом, – тем, которые сторонятся великих прегрешений и мер­зостей, кроме мелких проступков: ведь Господь твой объемлющ прощением".

Многоуважаемые участники конфе­ренции!

В рамках отведённого мне време­ни я остановился лишь на некоторых сто­ронах нравственного учения ислама. Но даже очень краткий экскурс даёт нам возможность оце­нить актуальность учения ислама в совре­менных условиях. Оно, безусловно, в пол­ной мере соответствует духу наших дней. Ислам требует от человека того же, что и изменяющееся общество: ответствен­ности за свои деяния перед Богом и людь­ми, самостоятельности, постоянного же­лания улучшать собственную жизнь и существование своих близких. Я бы добавил к сказанному выше и то, о чём не имел возможности подробно говорить. Учение ислама содержит такие важные и нужные для современного человека и об­щества идеи, как терпимость к последова­телям других религий и культур, обычаев и традиций, необходимость проявления инициативы, поощрения предприимчивос­ти и т. д. Но нехватка времени не позволяет мне говорить об этом. В исламе много и других идей, столь же необходимых современному мусульманину. Я уверен, что о них ещё будет сказано. Благодарю за внимание.