БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Многоуважаемый президент Кабардино-Балкарской республики господин Коков!

Многоуважаемые участники встречи!

В названии нашей встречи обозначены проблемы, которые нам предстоит обсудить. В понимании их сути между нами, религиозными деятелями, и представителями власти не может быть расхождений. Россия является исторической Родиной более чем тридцати народов, исповедующих ислам. Наша родина дана нам Аллахом. Здесь покоится прах наших предков. У нас нет другой земли, с которой мы связываем своё будущее, будущее своих детей. И мы несем ответственность перед Богом и своими потомками за её состояние, за всё, что мы оставим после себя. Исходя из данного утверждения, мы, мусульманские деятели, строим свои отношения с государственными органами всех уровней. Мусульманские организации активно поддерживали и будут поддерживать усилия Правительства Российской Федерации, местных органов власти, направленные на преодоление существующего кризисного состояния общества, улучшение условий жизни граждан нашей страны, обеспечение межнационального и межконфессионального мира и согласия, стабильности в обществе. И мы, члены Совета муфтиев России, надеемся, что на данной встрече состоится полноценный деловой разговор о путях дальнейшего развития и укрепления сотрудничества органов власти и мусульманских организаций во имя реализации наших общих целей.

Многоуважаемые участники собрания!

Ислам в России сегодня обладает значительными возможностями воздействия на людей. За годы демократических перемен почти в 50 раз увеличилось количество мечетей. Появились сотни религиозных школ, множество духовных учебных заведений, которых у нас не было в течение десятков лет. Крайне медленно, но всё же развиваются мусульманские средства массовой информации.

Мы, религиозные деятели, не собираемся приписывать перечисленные выше изменения себе в заслугу. Без постоянной поддержки органов власти всех уровней невозможно было бы даже мечтать о таком количестве мечетей – возвращённых мусульманам и вновь построенных. Думаю, мои коллеги расскажут об этом в своих выступлениях. Мне же, руководителю Духовного управления мусульман, хотелось бы особо отметить заслуги Московского правительства, особенно мэра столицы Юрия Михайловича Лужкова. За последние годы под личным руководством Юрия Михайловича построена и введена в строй мечеть Памяти погибших в годы Великой Отечественной войны мусульман, отремонтированы и отреставрированы две мечети, построено здание Духовного управления мусульман. При поддержке властей города также была построена ещё одна, новая мечеть.

Признанием места нашей религии в российском обществе стало включение в Преамбулу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» положения о том, что «ислам… составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России». В разработке и принятии этого Закона мы принимали непосредственное участие. Участвуем мы также в выработке нормативных правовых актов, направленных на его реализацию. Два представителя мусульманского духовенства являются членами Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте Российской Федерации. Желательно, чтобы в этот Совет также вошёл и представитель мусульман Северного Кавказа, возможно - председатель Координационного центра Духовных управлений мусульман региона. Прошу высокое собрание высказать своё отношение к моему предложению.

Трудно представить масштабы изменений, произошедших в жизни наших единоверцев за последние годы. Однако указывает ли вышеупомянутое на то, что ислам в России занял то место, которое он должен занимать в соответствии с его ролью в социально-политической и культурной истории мусульман, местом в их современной духовной жизни, жизни российского общества в целом? Думаю, что все присутствующие со мной согласятся, если мой ответ будет отрицательным. И ответственность за это в первую очередь ложится на нас, религиозных деятелей. Мусульманские организации не воспользовались возможностями, открывшимися перед ними с началом демократических преобразований. Мы так и не стали значительной силой в общественной, духовной жизни общества.

Мусульманские организации могли бы строить свои отношения с государством на более высоком, чем сегодня, уровне, добиваться большего взаимодействия, смелее ставить и решать насущные вопросы жизнедеятельности мусульманской части населения, религиозных объединений. Но мы, мусульманские деятели, должны откровенно признать, что этого не произошло. Что же нам помешало?

Первопричину следует искать в раздробленности мусульманских организаций. Исторически сложилось так, что на территории России никогда не было единого духовного центра, общего для всех религиозных объединений страны. Сегодня в России действует свыше 40 самостоятельных Духовных управлений мусульман. Подчеркну следующий факт: сложившаяся ситуация не противоречит традициям существования ислама на территории России. Дело в другом: раздробленность препятствует решению задач, стоящих перед ними. Идёт распыление сил и средств, которых у нас немного. Понимают ли это руководители Духовных управлений мусульман? Думаю, что понимают. Не случайно многие из них, при полном сохранении самостоятельности, объединились в Совет муфтиев России с центром в Москве, а другие вокруг ЦДУМ, находящегося в Уфе. К сожалению, между упомянутыми центрами идёт конфронтация - откровенно вредная, противоречащая интересам мусульманского сообщества страны.

Об этом подробно говорилось на последнем заседании Совета муфтиев России. Наше мнение таково: пора прекратить конфронтацию. Мы понимаем, что в настоящее время рано говорить о создании единого центра мусульман России, хотя мы не исключаем не только возможности, но и необходимости создания такого центра. А сейчас надо решать назревшие проблемы ислама в стране общими усилиями. Если объединения усилий не получится, то хотя бы следует прекратить противостояние, не мешать друг другу, доказывать своё право на существование конкретными делами. И делать это необходимо во имя ислама, нашей религии, во имя мусульман, которые доверяют нам. А больших и малых дел, которые могут быть решены только при координации наших усилий, очень много.

В каком направлении пойдёт дальнейшее развитие ислама в России? Станет ли он созидательной силой, способной вести мусульман к решению сложнейших социальных и нравственных задач, стоящих перед ними? Куда ислам поведёт мусульман – к диалогу, мирной жизни с последователями других религий или же будет активно противодействовать этому? Не станет ли ислам причиной раздоров внутри мусульманского сообщества страны, причиной самоизоляции мусульман от общества и ведущих тенденций развития человечества? Куда мы поведём с собой мусульман: назад, к образу жизниXIXвека, или вперед, кXXIвеку, до которого остаеётся всего лишь несколько сот дней? Это - первоочередные вопросы, на которые мы должны ответить сообща, по ним выработать общую линию и действовать вместе для её реализации.

Вопросы эти - не праздные, ставятся они не ради красивых слов. Мусульманское духовенство страны должно всерьёз задуматься о будущем ислама, о собственной ответственности за будущее народа. Учение ислама, исторический опыт мусульманских народов дают нам возможность найти своё место в современной России, где во всех областях общественной и личной жизни происходят значительные изменения.

Напомню, что вопросы о том, в каком направлении пойдет развитие ислама, встали перед мусульманами и их наставниками более ста лет назад, когда в России стали развиваться капиталистические отношения. Тогда мусульманское духовенство нашло в себе силу и смелость ответить на вызов времени и продолжало пропагандировать исламские ценности, соответствующие изменившимся условиям.

Нельзя забывать о том, что сегодня в России уже действуют силы, которые дают ответ на поставленные жизнью вопросы с других позиций. Выход из нынешней трудной ситуации они видят в создании исламского государства, господстве норм шариата во всех областях жизни, отказе от многого из того, что привнесено современностью в жизнь мусульман. И если не мы поведём мусульман, то их поведут эти силы, которым непонятны и чужды происходящие в обществе процессы - силы, которые хотели бы повернуть историю вспять, отбросить нас назад, к прошлому. К сожалению, сказанное мною - не предположение, а суровая реальность, своеобразный вызов, на который мы обязаны ответить без промедления, спокойно и уверенно, не делая ошибок. Ведь речь идёт о наших согражданах, людях, искренних в своём понимании ислама. Но искренность эта направлена на деление мусульман на «настоящих» и «ненастоящих», «чистых» и «нечистых», противопоставление мусульман последователям других религий. Надо ли подчеркивать, насколько опасна и губительна подобная идея для самих мусульман, России, гражданского согласия и мира в обществе?

Вы, конечно же, догадались, что я имею в виду ваххабитов, ваххабитское течение в исламе. Не думаю, что наша встреча является поводом для дискуссии о природе ваххабизма, причинах его существования. Но хотелось бы подчеркнуть следующее. По мнению исследователей, имеются серьезные причины, вызвавшие появление ваххабизма, присутствующие в нашей экономической, социальной и духовной жизни. Нас же, религиозных и государственных деятелей, должно волновать в первую очередь то, что ваххабизм имеет тенденцию к дальнейшему распространению. Сегодня о нём нельзя говорить как о явлении, характерном только для Северного Кавказа. Он, пусть и медленно, но приобретает сторонников и в центральных районах страны. И нам надо думать о мерах, направленных на то, чтобы это течение не находило новых сторонников, не расширялось. По мнению исследователей, такой вариант не исключается.

Основное направление сотрудничества мусульманских организаций и органов власти мы, члены Совета муфтиев России, видим в преодолении кризисного состояния общества, противостоянии ваххабизму.

Многоуважаемые участники встречи!

Каким образом мы можем участвовать в преодолении кризиса? Мы, разумеется, не располагаем материальными ресурсами, но в наших руках - учение ислама, многовековой опыт жизни мусульман. Их глубокое изучение и пропаганда могут стать нашим вкладом в духовное обновление мусульман, их успешную адаптацию к реалиям современного общества. Мусульманские народы России оказались в меньшей степени затронутыми многими пороками, которыми заражено российское общество. Они меньше страдают от наркомании и алкоголизма, а на Северном Кавказе вообще не известен женский алкоголизм. У нас меньше детей-сирот, распавшихся семей, нет забытых детьми стариков, заброшенных аулов и деревень. Среди мусульман ниже преступность. Мусульманская молодёжь старается найти своё место в жизни, не быть обузой родителям, увереннее чувствует себя в условиях рыночных отношений. Всё это (и многое другое) и есть тот бесценный капитал, нравственный опыт, в котором так нуждается наше общество; опыт, в изучении и распространении которого должны быть одинаково заинтересованы мусульманские организации и органы власти. В учении ислама, содержится множество идей, которые на долгие века определили направление развития человечества. Изучая Коран, хадисы пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), мы можем найти множество положений, которые помогают нам быть самыми современными людьми, уверенно чувствовать себя в условиях рыночных отношений, в многонациональной и поликонфессинальной среде. На незнании или же, возможно, на осознанном игнорировании учения ислама строится пропаганда ваххабитов. Например, они, считают, что мусульмане должны жить по шариату. С этим можно согласиться. Но под шариатом ваххабиты понимают только нормы жизни, относящиеся к далекому прошлому, несмотря на то, что ничего подобного шариат не требует! Да, в шариате есть вечные, неизменные положения, от которых ни один правоверный мусульманин не имеет права отходить ни при каких обстоятельствах. Но эти неизменные положения, касаются веры, догматики и культа ислама - того, чему мусульмане России всегда были и остаются верными. В вопросах же, касающихся повседневной жизни и соблюдения норм, не предусмотренных шариатом, но соответствующих духу общества и времени, в которых живет верующий, ислам оставляет за человеком право выбора. Более того, та часть шариата, которая не касается вопросов веры, может быть подвержена изменениям, отражающим реальную действительность, в которой живет мусульманин.

Многоуважаемые участники встречи!

Я постарался раскрыть огромный нравственный потенциал ислама, то духовное богатство, которое может дать мусульманам и всему человеческому обществу обращение к учению ислама. К сожалению, всё это богатство остается недоступным даже для самих мусульман. У нас нет ни одной общероссийской мусульманской газеты или журнала. Передачи об исламе, несмотря на все наши старания, так и не стали постоянно появляться на экранах общероссийских каналов телевидения. В школьных и вузовских учебниках зачастую содержится искажённая информация о смысле, происхождении и распространении ислама, а мусульманские народы упоминаются в них лишь в связи с расширением территорий Российской империи. Учебники практически не содержат сведений о культуре, традициях мусульманских народов нашей страны. Средства массовой информации продолжают тиражировать не соответствующие истине сведения об исламе и мусульманах.

Наша задача заключается в том, чтобы сделать достоянием мусульман духовное богатство, пропагандировать правду об исламе и мусульманах среди широких кругов населения страны. Каким образом можно добиться этого?

По мнению Совета муфтиев России, нам необходимо сосредоточить внимание на следующих делах.

1. Внимательное изучение процессов, происходящих в религиозной жизни, своевременное выявление и преодоление явлений, которые могут нанести вред мусульманам и обществу, противопоставить религии и народы. С этой целью следует организовать регулярную учебу имамов мечетей, а также постоянно готовить и рассылать тексты проповедей, начать выпуск специального периодического издания, рассчитанного на имамов, сделать органом Совета муфтиев России газету «Ислам минбере». Также необходимо продолжить выпуск книг, рассчитанных на мусульман и всех желающих изучать ислам.

2. Войти с предложениями в Министерство общего и профессионального образования России:

а) о способах улучшения изучения ислама и мусульманских ценностей в школах, вузах и техникумах, находящихся в районах традиционного распространения ислама;

б) о мерах улучшения освещения происхождения и распространения ислама, вклада мусульман в мировую культуру в действующих учебниках.

3. Совет муфтиев России намерен уделять пристальное внимание исламо-христианскому диалогу. Недавно состоялась встреча с Патриархом Московским и всея Руси Алексием, на которой была достигнута договоренность о создании Межконфессионального совета. Мы приветствуем конструктивную позицию Русской православной церкви и готовы направить совместные усилия на обеспечение мира и согласия между последователями двух религий.

Многоуважаемые участники встречи!

Советом муфтиев намечены и другие дела, но регламент не позволяет подробно говорить о них. Подчеркну, что все они призваны усилить влияние религиозных центров на содержание деятельности мусульманских общин, пропаганду правдивых знаний об исламе. Но далеко не всё из вышеперечисленного зависит только от наших усилий. Многие наши ожидания, связанные с возрождением нашей религии, могут не оправдаться, например, из-за низкого уровня подготовки служителей ислама. У нас прервана преемственность в их обучении, нет по-настоящему образованных богословов. В настоящее время не ведётся целенаправленная подготовка учёных-исламоведов, несмотря на то, что все мы – и религиозные организации, и органы власти – должны быть заинтересованы в этом. Если мы сейчас не предпримем никаких мер в данном направлении, то через несколько лет российский ислам может оказаться в руках выпускников зарубежных мусульманских учебных заведений. В настоящее время там обучается свыше 1300 наших молодых людей, которые уехали за рубеж ещё не сформировавшимися юношами, а приедут выросшими в совершенно отличных от России условиях молодыми и весьма агрессивными служителями ислама. Именно они могут стать теоретиками ваххабизма и распространить его по всей стране. Пока у нас ещё есть время, мы должны использовать его для подготовки кадров, способных не только противостоять им, но и увлечь за собой миллионы мусульман. Есть и другие проблемы, которые нам необходимо решать с участием органов власти. Таких вопросов немного, но они есть. Мы предлагаем суммировать их и от имени участников встречи представить в Правительство Российской Федерации. Разумеется, мы готовы принять участие в работе над таким документом.

Благодарю за внимание.